Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Мажилис одобрил бюджетные поправки правительства

Дата: 24 февраля 2011 в 06:40 Категория: Новости экономики

Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 23 февраля

Сегодня на пленарном заседании под председательством Урала Мухамеджанова Мажилис после состоявшегося обсуждения одобрил правительственный законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2011-2013 годы».
Выступивший на заседании Премьер-Министр Карим Масимов поблагодарил парламентариев за совместную работу и заявил, что высказанные депутатами замечания и предложения по бюджету приняты во внимание и будут учтены в дальнейшей работе.
* * *
С докладом по бюджетному законопроекту перед депутатами выступила министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова:
Уважаемый Орал Байгонысович!
Уважаемые Депутаты!
Основой для уточнения прогноза основных макроэкономических параметров страны на 2011 год послужили:
Во первых, по оперативным данным Агентства по статистике ВВП по итогам 2010 года составил 21 513,5 млрд. тенге, что на 2,2 трлн. тенге выше оценочного показателя. В реальном выражении ВВП вырос на 7%, на 2 п.п. превысив прошлогоднюю оценку.
Во вторых, в январе т.г. краткосрочный экономический индикатор составил 106,9% к январю прошлого года, промышленное производство выросло на 5,8%, объем строительных работ на 2,2%, розничный товарооборот увеличился на 11,1%, услуги транспорта на 7,0%.
Третий фактор, в январе текущего года МВФ скорректирован в сторону увеличения прогноз по росту мировой экономики в 2011 году с 4,2 до 4,4%.На мировых рынках ожидается более высокий уровень цен на сельскохозяйственную продукцию и металлы в среднегодовом выражении по сравнению с 2010 годом.
Вместе с тем, прогноз средней мировой цены на нефть в 2011 году сохранен на уровне 65 долларов США/баррель с учетом мировых ценовых колебаний. С учетом наметившейся с начала т.г. динамики развития отраслей экономики и ожидаемых внешних условий рост экономики в 2011 году оценивается на уровне 5%, что на 1,9 п.п выше ранее прогнозируемого показателя (3,1%).
В номинальном значении прогноз ВВП скорректирован в сторону увеличения на 2 567,6 млрд. тенге до 23,8 трлн. тенге. По оценке МЭРТ, объем валовой продукции сельского хозяйства в 2011 году вырастет на 5,0%, что на 1,3 п.п. выше одобренного показателя. Объем промышленной продукции в 2011 году, по уточненной оценке, вырастет на 4,8%, на 1,2 п.п. превысив ранее прогнозируемое значение.
Росту промышленного производства будут способствовать прогнозируемый рост в горнодобывающей промышленности на 3,5% и в обрабатывающей на 7,3%.
Прогнозируемый рост в промышленности уточнен в сторону повышения в основном за счет обрабатывающих отраслей, где ожидается более высокий рост. Это нефтепереработка, химическая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство строительных материалов, машиностроение.
Объем добычи нефти, как исходный параметр для прогноза, был сохранен на уровне 81,0 млн. тонн с ростом на 1,9% к 2010 году (по данным МНГ).
В строительстве объем работ в реальном выражении по оценке сохранится на уровне 2010 года, как и прогнозировалось ранее.
На фоне прогнозируемого более высокого роста в реальном секторе уточнены в сторону увеличения прогноз по сфере услуг в целом на 2,3 процентных пункта до 5,5%.
По уточненным прогнозам объемы торговли вырастут на 7,0%, услуги транспорта увеличатся на 7,0%, услуги информации и связи на 8,0%.
Экспорт в 2011 году по прогнозам составит 59 058,4 млн. долларов США, что на 5 515,2 млн. долл. выше по сравнению с одобренным прогнозом. Более высокие показатели по экспорту обусловлены более высокими прогнозами мировых цен на сельскохозяйственные товары и основные металлы.
Импорт товаров в 2011 году прогнозируется на уровне 33 768,9 млн. долл. США, что на 464,1 млн. долларов выше одобренного прогноза.
Параметры по инфляции в 2011 году сохраняются в ранее прогнозируемом коридоре 6,0-8,0 % на конец года.
Прошу поддержать уточненный прогноз основных макроэкономических параметров страны.
Затем парламентарии заслушали доклад министра финансов Болата Жамишева:
Сегодня на Ваше рассмотрение представлен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2011-2013 годы», направленный на реализацию поручений Главы государства, данных в Послании народу Казахстана от 28 января т.г.
I. Изменение прогноза макроэкономических показателей на 2011-2015 годы послужило основанием для уточнения параметров республиканского бюджета на 2011 год.
Поступления республиканского бюджета на 2011 год определены в объеме 4 249,3 млрд. тенге или с ростом по сравнению с действующим бюджетом (4 041,4 млрд. тенге) на 207,9 млрд. тенге.
Доходы республиканского бюджета увеличены за счет:
— роста темпа развития экономики – на 74,7 млрд. тенге;
— темпа роста внешнеторгового оборота и положительного влияния действия механизма зачисления импортных таможенных пошлин в рамках Таможенного союза – на 85,5 млрд. тенге;
— изменения мировой цены на минеральное сырье – на 33,8 млрд. тенге;
— снижения сумм возврата НДС – на 15,8 млрд. тенге;
— уточнения грантов, привлекаемых центральными государственными органами – на 0,6 млрд. тенге.
Также имеет место уменьшение поступлений на 2,5 млрд. тенге за счет уточнения расчетов по факту поступления 2010 года.
В дополнение к новому прогнозу поступлений привлекаются свободные остатки бюджетных средств по итогам 2010 года в сумме 82,9 млрд. тенге.
В результате расходы республиканского бюджета на 2011 год предусматриваются в сумме 4 945,1 млрд. тенге с увеличением по сравнению с утвержденным бюджетом (4 643,8 млрд. тенге) на 301,3 млрд. тенге.
II. Вкратце остановлюсь на приоритетных направлениях в расходной части бюджета.
В сфере образования предусмотрено – 20,5 млрд. тенге, из них:
— на строительство 24 объектов образования в целях ликвидации аварийных школ -11,6 млрд. тенге;
— на завершение строительства 14 детских садов и школы – 0,9 млрд. тенге;
— на увеличение размера доплаты за квалификационную категорию педагогическим работникам – 5,4 млрд. тенге;
— на базовое финансирование субъектов научной и научно-технической деятельности – 2,5 млрд. тенге.
В сфере здравоохранения предусмотрено – 7,1 млрд. тенге, из них;
— на приобретение 2-х дополнительных вертолетов с учетом включения расходов на повышение квалификации пилотов в стоимость вертолета (администрирование через МЧС) – 5,5 млрд.тенге;
— на приобретение техники и оборудования медико-спасательных пунктов (50 % от общей суммы) – 378 млн. тенге;
— на реализацию проекта по Здоровому питанию населения Республики Казахстан на 2011-2015 годы -113 млн. тенге.
В сфере социальной защиты населения на реализацию мероприятий новой Программы по обеспечению занятости населения до 2020 года предусматривается 40,2 млрд. тенге (включая перераспределяемые 10,9 млрд. тенге из программы «Дорожная карта бизнеса – 2020»), из них:
— на реализацию первого направления Программы – Обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения – 14,6 млрд.тенге;
— по второму направлению Программы – Содействие развитию предпринимательства на селе -5,6 млрд. тенге (из них на микрокредитование – 3,0 млрд. тенге);
— по третьему направлению Программы – Повышение мобильности трудовых ресурсов -17,9 млрд. тенге;
— на институциональную организацию Программы – 2,2 млрд. тенге.
В сфере сельского хозяйства в целом направляется 18,2 млрд. тенге, из них:
— на развитие мясного животноводства (субсидирование) – 7,3 млрд. тенге;
— на совершенствование системы ветеринарии – 7,5 млрд.тенге;
Для обеспечения качественной питьевой водой предусматривается 8,2 млрд. тенге (в том числе: АДСиЖКХ -4,8млрд. тенге, МСХ — 3,4 млрд. тенге).
В целях обеспечения безопасности и устойчивости гидротехнических сооружений, а также расширения доступа к поливной воде предусмотрены средства в размере 9,9 млрд. тенге.
На меры поддержки рынка недвижимости и модернизацию жилищно-коммунальной сферы (далее -ЖКХ) предусматривается 75 млрд. тенге. Из них, продолжая беспрецедентные меры по поддержке рынка жилищного строительства, 57 млрд. тенге направляются на фондирование банков второго уровня для поддержки рынка жилищного строительства, 8 млрд. тенге – на строительство жилья местными исполнительными органами.
Для реализации мер Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития предусмотрены средства:
— на финансирование мероприятий по Программе «Производительность – 2020» в сумме 15 млрд. тенге (кредитование АО «БРК-Лизинг» для лизингового кредитования предприятий обрабатывающей промышленности);
— на строительство железной дороги (далее – ж/д) Хоргос-Жетыген -19,6 млрд. тенге;
— строительство ж/д Узень – граница с Туркменистаном – 10,2 млрд. тенге.
Также на новую Программу посткризисного восстановления, предусматривающую оздоровление конкурентоспособных предприятий, выделяется средства в сумме 8,8 млрд. тенге.
Кроме того, предусмотрены средства на решение ряда региональных проблем, а именно:
По г. Алматы -12,1 млрд. тенге, в том числе:
— на строительство II очереди 1-ой линии метрополитена – 2,1 млрд. тенге;
— развитие магистральных инженерных сетей объектов долевого строительства, ЖК «Айгерим» – 2 млрд. тенге.
По г. Астане -19,6 млрд. тенге, в том числе:
— на расширение и реконструкцию ТЭЦ-2, тепловых сетей и электросетевых объектов в размере 3,3 млрд. тенге;
— для участия в строительстве незавершенных объектов жилья с участием дольщиков – 2 млрд. тенге;
— на приобретение квартир у застройщиков на объектах строительства г. Астаны – 2 млрд. тенге.
По г. Семей: на модернизацию ТЭЦ – 4,2 млрд. тенге.
По г. Актобе: на строительство объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры – 5 млрд. тенге.
По Атырауской области: на дорожное строительство и реализацию проекта по очистным сооружениям -4 млрд. тенге.
По Костанайской области: на ремонт автодорог – 1,6 млрд. тенге.
Таковы основные параметры предлагаемого проекта уточнения бюджета текущего года.
В целом, законопроект основан на Послании Главы государства и направлен на достижение стратегической цели по повышению конкурентоспособности нашей страны.
Выражаю Вам благодарность за проведенную совместную конструктивную работу по рассмотрению законопроекта, позволившую рассмотреть его в сжатые сроки.

После этого на пленарном заседании слово «О денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан» взял заместитель Председателя Нацбанка Бисенгали Таджияков:
В рамках указанных корректировок ожидается увеличение финансирования образования и здравоохранения, сельского хозяйства, рынка недвижимости и модернизация жилищно-коммунальной сферы и другие приоритетные отрасли экономики.
Указанные корректировки в республиканский бюджет, несомненно, окажут позитивный эффект на дальнейшее развитие экономики и позволят выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
Что касается денежно-кредитной политики Национального Банка в 2011 году, то его основные аспекты будут заключаться в следующем.
В целом мы ожидаем, что ситуация в финансовом секторе в текущем году останется стабильным.
Банковская система уже решила проблему внешнего долгового бремени. Знаковым событием прошлого года стала успешное завершение процесса реструктуризации ряда отечественных банков (АО «БТА Банк», АО «Альянс Банк» и АО «Темир Банк»).
В результате этого, в 2010 году объем внешнего долга банков снизился на 10,2 млрд. долларов США или на 36,9% и составил 17,5 млрд. долларов США (по монетарному обзору банков).
Чистые международные резервы Национального Банка по оперативным данным по состоянию на 18 февраля 2011 года составили 32,3 млрд. долларов США (прирост с начала года на 16,5%).
Международные резервы страны в целом по состоянию на 18 февраля текущего года, включая активы Национального фонда (32,4 млрд. долларов США) составили 65,2 млрд. долларов США (прирост с начала года на 10,7%).
Повышению устойчивости внутренних источников фондирования банков способствовало увеличение капитализации Казахстанского фонда гарантирования депозитов на 11 млрд. тенге до 121 млрд. тенге.
В результате этого в течение прошлого года наблюдался стабильный рост депозитов банков. Объем депозитов резидентов по итогам 2010 года увеличился на 12,5% (до 7,4 трлн. тенге). Вклады населения выросли на 16,2% (до 2,2 трлн. тенге). В течение текущего года мы ожидаем дальнейшее увеличение вкладов населения.
Кредиты банков экономике за прошлый год незначительно снизились (на 0,6%) и составили 7,6 трлн. тенге.
Проблемы банковского кредитования связаны с сохраняющимися высокими микро — и макроэкономическими рисками. Также качество ссудного портфеля банков остается низким.
По мере улучшения качества ссудного портфеля банков будет наблюдаться восстановление их кредитной активности.
Решению проблем кредитования также будут способствовать принимаемые Правительством меры по поддержке бизнеса путем субсидирования ставок, предоставления гарантий или поручительств.
Следует отметить, что антиинфляционная политика, реализованная в 2010 году совместными усилиями Правительства, Национального Банка и местных исполнительных органов, позволила сохранить стабильную ситуацию на потребительском рынке.
По итогам 2010 года годовая инфляция сложилась на уровне 7,8%. Данный уровень инфляции полностью соответствует целевому коридору в 6-8%.
В январе 2011 года инфляция сложилась на уровне 1,7%. В целом в текущем году основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка будет поддержание уровня инфляции в коридоре 6-8%.
Стабильность национальной валюты также является важнейшей задачей Национального Банка.
В течение 2010 года обменный курс тенге по отношению к доллару США оставался в середине коридора 150 тенге/доллар (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге при небольшом участии Национального Банка на внутреннем валютном рынке. При этом отмечалась тенденция укрепления национальной валюты.
В январе 2011 года тенге укрепился на 0,4% и изменялся в диапазоне 146,78-147,50 тенге за 1 доллар США.
В 2011 году Национальный Банк намерен перейти к режиму управляемого плавающего валютного курса. Валютный коридор, введенный в 2009 году как временная мера, направленная на стабилизацию ситуации на валютном рынке выполнил свое предназначение.
При этом переход к режиму управляемого плавающего валютного курса не снимает обязательств Национального Банка по обеспечению стабильности национальной валюты, и в связи с этим в дальнейшем нами будет проводиться политика, нацеленная на обеспечение стабильности курса национальной валюты и сохранение благоприятной конкурентоспособной среды для отечественных производителей.
Кроме того, в целом в 2011 году Национальным Банком будет продолжена работа по совершенствованию и повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики и дальнейшему усилению их воздействия на денежный рынок.
В частности путем регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, стерилизации избыточной ликвидности банков выпуском краткосрочных нот и привлечением депозитов банков.
Вместе с тем, будет продолжена реализация Концепции развития финансового сектора в посткризисный период, где будет особо обращено внимание на следующие вопросы:
— мобилизации финансовых ресурсов в посткризисный период, в том числе путем дальнейшего развития механизмов государственно-частного партнерства;
— укреплению системы надзора и регулирования финансового сектора;
— усилению механизмов защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг;
— регулированию системных рисков.
Реализация этих мероприятий позволит обеспечить привлечение финансовых ресурсов для дальнейшего экономического развития страны.
Уважаемые депутаты!
Несмотря на то, что макроэкономическая ситуация в Казахстане в настоящее время улучшается, перед Правительством и Национальным Банком стоит задача закрепления достигнутых результатов и выхода на траекторию устойчивого и качественного экономического роста.

После ответов министров на депутатские вопросы от Комитета Мажилиса по финансам и бюджету слово взял депутат Токтарбай Кадамбаев:
Уважаемый Урал Байгунсович!
Уважаемые депутаты!
Уважаемые Карим Кажимканович, члены Правительства и приглашенные гости!
На рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан представлен законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2011 – 2013 годы».
Настоящий законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2011 – 2013 годы» в связи с уточнением параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития страны и перераспределением средств на приоритетные направления расходов в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года.
Вопросы, касающиеся реализации программы действий на будущее, в том числе новой социальной политики, направленной на развитие и процветание каждого гражданина страны в контексте задач, поставленных Президентом страны Нурсултаном Абишевичевичем в нынешнем Послании народу Казахстана, были отмечены и на XIII съезде НДП «Нұр Отан».
На расширенном заседании фракции партии «Нұр Отан» Глава Правительства Карим Кажимканович подробно проинформировал нас о необходимости данного уточнения бюджета, где депутатами-членами фракции были заданы вопросы Премьер-Министру и на них получены ответы.
В ходе работы над законопроектом проведены заседания рабочей группы, а также расширенное заседание Комитета по финансам и бюджету с участием депутатов, работников министерств финансов, экономики и бюджетного планирования, юстиции, Национального банка.
Комитетами Мажилиса Парламента Республики Казахстан представлены положительные заключения. В ходе заседаний рабочей группы поправок от депутатов не поступало.
Текст законопроекта приведен в соответствие с правилами юридической техники.
Комитет по финансам и бюджету рекомендует Мажилису Парламента Республики Казахстан одобрить законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2011 – 2013 годы» с учетом внесенных поправок.
Заключение и Сравнительная таблица по проекту у вас имеются. Прошу, уважаемые коллеги, поддержать.
В заключении Комитета Мажилиса по финансам и бюджету отмечается, что изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2011 – 2013 годы» вносятся, в связи с уточнением параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, перераспределением средств на приоритетные направления расходов в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе!».
Основанием для пересмотра доходов республиканского бюджета 2011 года послужило уточнение параметров макроэкономических показателей на базе анализа экономической ситуации в стране, влияние действия механизма распределения таможенных пошлин на ввозимые товары в рамках Таможенного союза на поступления таможенных платежей и уточнение расчетов, исходя из фактических поступлений доходов по итогу 2010 года.
Уточненный прогноз доходов республиканского бюджета (без поступления трансфертов) на 2011 год определен в сумме 2 844,8 млрд. тенге с увеличением против утвержденного плана 2011 года на 207,9 млрд. тенге, в том числе за счет:
— увеличения по налоговым поступлениям на 208,5 млрд. тенге;
— увеличения по неналоговым поступлениям на 3,1 млрд. тенге;
— уменьшения по поступлениям от продажи основного капитала на 3,7 млрд. тенге.
Расходы республиканского бюджета на 2011 год предусматриваются в общей сумме 4 945,1 млрд. тенге (20,8 % к ВВП) или увеличены на 301,3 млрд. тенге (1,3 % к ВВП) относительно утвержденного бюджета.
Источниками для увеличения расходной части бюджета являются:
увеличение поступлений доходной части – 207,9 млрд.тенге;
привлечение свободных остатков бюджетных средств по итогам прошлого периода – 82,9 млрд.тенге.
Законопроект предусматривает в 2011 году увеличение расходов на реализацию Послания Главы государства 232,2 млрд.тенге, из них:
— 40,2 млрд.тенге – на новую программу по обеспечению занятости населения до 2020 года;
— 20,5 млрд.тенге – на образование;
— 7,1 млрд.тенге – на здравоохранение;
— 8,2 млрд.тенге – на обеспечение качественной питьевой водой;
— 9,9 млрд.тенге – на гидротехнические сооружения и берегоукрепительные мероприятия;
— 75 млрд.тенге – на меры по поддержке рынка недвижимости и ЖКХ;
— 56,9 млрд.тенге – на реализацию мер ГПФИИР;
— 8,8 млрд.тенге – на новую программу посткризисного восстановления;
— 1,0 млрд.тенге – на реализацию мероприятий Программы развития регионов;
— 0,6 млрд.тенге – на изготовление нагрудных знаков.
На прочие неотложные расходы предусмотрено 69,5 млрд.тенге.
Дефицит республиканского бюджета 2011 года составит 695,8 млрд. тенге (2,9 % к ВВП) с увеличением на 93,3 млрд.тенге (0,4% к ВВП).
В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению Комитетами Мажилиса Парламента РК представлены положительные заключения. Проведены заседания рабочей группы с участием депутатов, работников заинтересованных государственных органов. Текст законопроекта приведен в соответствие с правилами юридической техники.

------

МАЖИЛИС: СНГ – ВРЕМЕННЫЕ ИЗЪЯТИЯ; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОТМЫВАНИЮ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ. ВСЕМИРНЫЙ ПОЧТОВЫЙ СОЮЗ – ПОСРЕДНИКИ

В среду Мажилис на пленарном заседании под председательством Урала Мухамеджанова одобрил законопроект «О ратификации Протокола об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза», о котором доложила министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова:
В ходе подготовки правовой базы, необходимой для создания единой таможенной территории Таможенного союза, разработан и подписан членами Комиссии Таможенного союза Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Указанным Протоколом предусматривается утверждение временных изъятий из режима единой таможенной территории, которые касаются:
— ставок таможенных пошлин на легковые автомобили, завозимые физическими лицами.
Протоколом предусматривается, что Республика Казахстан и Республика Беларусь временно, до 1 июля 2011 года, применяют льготные ставки таможенных пошлин при ввозе физическими лицами легковых автомобилей для личного использования.
В целях реализации указанного положения Протокола Правительством Республики Казахстан принято постановление от 1 июля т.г. № 682 «О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования».
Данным Правительственным решением предусматривается утверждение преференциальных ставок таможенных пошлин на ввоз физическими лицами для личного использования легковых автомобилей со сроком эксплуатации от 3 до 10 лет.
Льгота действует до 1 июля 2011 года.
Необходимо отметить существующие ограничения по данному режиму – это недопущение использования данной льготы в целях перепродажи автомобилей на территорию Российской Федерации, так как для граждан России будут действовать более высокие ставки. Кроме того, при ввозе одним физическим лицом двух и более автомобилей в течение календарного года, ставки пошлин будут выше.
— применения таможенного декларирования импорта товаров, в отношении которых применяются защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также действуют разные торговые режимы
С 1 июля 2010 года между странами Таможенного союза отменено таможенное оформление, таким образом, товары в пределах Таможенного союза перемещаются свободно.
Вместе с тем, по состоянию на 1 июля 2010 года не были решены вопросы применения торговых мер (защитные, антидемпинговые), а также переговоры со странами СНГ по унификации торговых режимов были только начаты.
Например, Россия применяет 6 антидемпинговых и 2 защитные меры, Беларусь – 1 антидемпинговая и 1 защитная мера, в Казахстане завершены расследования и планируется применение 3 защитных мер.
Казахстан облагает таможенными пошлинами импорт из Украины табака и алкогольной продукции, при этом Россия облагает только украинский сахар и др.
Таким образом, возник вопрос таможенного администрирования применяемых торговых мер и торговых изъятий стран Таможенного союза с третьими странами.
В этой связи, Протоколом предусматривается применение таможенного оформления товаров, в отношении которых страны Таможенного союза в одностороннем порядке применяют защитные, антидемпинговые или компенсационные меры, а также разные торговые режимы.
— применения таможенного декларирования импорта товаров, в отношении которых в течение переходного периода Республика Казахстан применяет более низкие таможенные пошлины, чем установленные Единым таможенным тарифом
В рамках переговоров по формированию Единого таможенного тарифа Республика Казахстан сохранила за собой право по поэтапному присоединению к ЕТТ по ряду товаров (409 позиций).
Переходный период сохранен по товарам, производство которых планируется наладить в ближайшее время (некоторые виды товаров нефтехимической отрасли), а также по тем, производство которых осуществляется в странах Таможенного союза, но необходимо время для налаживания новых контактов (изделия из алюминия). Также переходный период взят в отношении социально значимых товаров (лекарственные средства и медицинское оборудование).
В отношении данных товаров также возник вопрос таможенного администрирования и полноты уплаты таможенных пошлин при их перемещении между странами Таможенного союза, т.к. кроме Казахстана никто данных изъятий не применяет.
В этой связи, Протоколом предусматривается применение таможенного оформления в отношении данных 409 товаров.
Так, при ввозе таких товаров на территорию Республики Беларусь и Российской Федерации они подлежат таможенному декларированию и таможенному контролю, в отношении них взимаются таможенные пошлины в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа таможенного союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров.
Протокол подлежит ратификации и временно применяется со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (с 1 июля 2010 года).
В этой связи, а также в соответствии с подпунктом 8) статьи 11 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» ратификации подлежат международные договоры, при подписании которых участвовавшие в переговорах стороны условились об их последующей ратификации.
Прошу поддержать принятие данного законопроекта.
Вслед за выступлением министра Палата заслушала содоклад члена Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Валерия Вишниченко. Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории совершен 5 июля 2010 года в Астане между государствами-участниками таможенного союза.
Согласно статье 1 Протокола ставки таможенных пошлин, налогов, а также размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении легковых автомобилей и моторных транспортных средств для личного пользования, предназначенных главным образом для перевозки людей, за исключением квадроциклов, снегоходов и иных легковых транспортных средств, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования, устанавливаются законодательством Стороны, на территории которой осуществляется выпуск таких автомобилей. Положения статьи 1 действуют до 1 июля 2011 года.
Согласно статье 2 Протокола таможенному декларированию на территории одной Стороны подлежат товары, ввозимые с территории другой Стороны, в случае, если в отношении таких товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и иные меры, предусмотренные договорно-правовой базой таможенного союза.
Согласно статье 3 Протокола таможенному декларированию и таможенному контролю подлежат товары, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза, при их ввозе на территорию Республики Беларусь и Российской Федерации. В отношении них взимаются таможенные пошлины в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа таможенного союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров.
Комитеты Мажилиса положительно оценивают данный Протокол и предлагают его ратифицировать.
Одобрение Палаты получил в эту среду и проект Закона РК «О ратификации Восьмого дополнительного протокола к Уставу Всемирного почтового союза», который представил депутатам министр связи и информации Аскар Жумагалиев, а содоклад сделал член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Саурбай Есжанов. В заключении этого Комитета отмечается, что Восьмой дополнительный протокол к Уставу Всемирного почтового союза совершен в Женеве 12 августа 2008 года на 24 Конгрессе Всемирного почтового союза.
Всемирный почтовый союз является международной организацией, имеющей статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций. Республика Казахстан является полноправным членом Всемирного почтового союза с 1992 года.
Статьей 2 Протокола определяется, что страны-члены, назначенные операторы которых обслуживают территории, не входящие в состав Всемирного почтового Союза, обязаны быть посредниками для других стран-членов.
Согласно статьи 3 Протокола страны-члены Всемирного почтового союза или их назначенные операторы могут создавать региональные союзы и заключать специальные соглашения о международной почтовой службе. При этом они не должны включать в них положения менее благоприятные для населения, чем положения, предусмотренные Актами, участниками которых являются заинтересованные страны-члены.
Комитеты Мажилиса положительно оценивают данный Протокол и предлагают его ратифицировать.
Мажилисом дано «добро» проекту Закона РК «О ратификации Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма». Выступая перед депутатами, министр финансов Болат Жамишев заявил:
Как Вам известно, борьба с отмыванием денег, как и финансирование терроризма является глобальной проблемой по всему миру. По данным Международного валютного фонда общий объем денежных средств, отмываемых во всем мире, оценивается в 2-5% от мирового валового национального продукта, примерно от 590 млрд. до 1,5 трлн. долл. США.
На сегодня Казахстаном ратифицированы следующие конвенции и договора:
1. Конвенции Организации Объеденных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, (Вена 20.12.1988г);
2. Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (Шанхай 15.06.2001г).
3. Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» (Нью-Йорк 10.01.2000г.).
4. Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» (Палермо 13.12.2000г).
5. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». (31.10.2003г.)
6. Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом» (Минск 04.06.1999г).
При этом, не ратифицированными правовыми основами являются данный Договор и Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (Варшава 16.05.2005г.)
В рамках сотрудничества в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма Главой государства вместе с руководителями Республик Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Российской Федерацией 5 октября 2007 года в г. Душанбе был подписан Договор указанный выше. На сегодняшний день, кроме Казахстана подписавшим, но не ратифицированным данный документ государством является Таджикистан, так как подразделение финансовой разведки Таджикистана создано лишь в 2010 году.
Предлагаемым к ратификации Договором урегулированы вопросы сотрудничества и координация деятельности сторон, объединение усилий государственных органов, общественных и иных объединений и организаций, а также граждан в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
Договором предусмотрены следующие направления и формы сотрудничества:
— гармонизацию законодательства;
— оказание правовой помощи, в том числе вручение документов,
— арест преступных доходов и средств для финансирования терроризма,
— осуществление конфискации;
— проведение оперативно-розыскных мероприятий;
— консультации;
— обмен представителями.
Одним из основных и важнейших направлений данного документа является обмен информацией в сфере противодействия отмывания доходов и финансированию терроризма.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических последствий, а также не потребует дополнительных расходов из республиканского бюджета.
Вслед за министром финансов содоклад сделал член Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Ержан Исакулов. В заключении данного Комитета говорится: Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма подписан 5 октября 2007 года в Душанбе.
Стороны в соответствии с Договором, международными обязательствами и национальным законодательством сотрудничают, координируют свою деятельность, объединяют усилия государственных органов, общественных и иных объединений и организаций, а также граждан в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
В целях реализации Договора сотрудничество Сторон включает следующие основные направления и формы:
гармонизацию законодательства;
оказание правовой помощи, в том числе вручение документов, арест преступных доходов и средств для финансирования терроризма, осуществление конфискации;
обмен информацией;
проведение оперативно-розыскных мероприятий;
консультации;
обмен представителями.
Сотрудничество Сторон в рамках Договора осуществляется на основании поручений об оказании правовой помощи и запросов об оказании содействия.
Комитеты Мажилиса положительно оценивают данный Договор и предлагают его ратифицировать.
* * *
И сегодня на пленарном заседании Мажилис поручил ряду профильных комитетов подготовку заключений по проектам законов: «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Корея о предоставлении земельных участков для строительства зданий дипломатических представительств Республики Корея в городе Астана» (Комитет по международным делам, обороне и безопасности); «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования генно-инженерной деятельности» (Комитет по социально-культурному развитию).

-----

Депутатский запрос Премьер-министру: стране нужен новый закон «Об энергосбережении»

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Сансызбай Есилов:
«Поводом моего депутатского запроса к Вам является давно назревшая необходимость в принятии нового Закона Республики Казахстан «Об энергосбережении».
В июле 2009 года Правительством был внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект закона «Об энергосбережении».
Следует отметить, что этот законопроект не мог способствовать решению стоящих перед страной задач энергоэффективности, конкурентоспособности экономики. Многочисленные замечания и предложения депутатов Мажилиса, направленные на улучшение качества законопроекта, не находили поддержки со стороны министерств и ведомств. В результате, после девяти месяцев работы над ним, в мае прошлого года законопроект на основании постановления Правительства Республики Казахстан был отозван.
На сегодняшний день перед субъектами общественных отношений в сфере энергосбережения стоит острая необходимость в Законе новой редакции. Принятие Закона позволило бы дальше развивать национальное законодательство по вопросам правового регулирования деятельности физических и юридических лиц в сфере энергосбережения.
Президент Республики Казахстан – Елбасы Н. А. Назарбаев, выступая в стенах Парламента, в своем Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» 28 января текущего года отметил, что «конкурентоспособность нашей экономики должна основываться на эффективных технологиях, обеспечивающих снижение энергозатрат».
В связи с этим было дано поручение Правительству разработать и утвердить Комплексный план энергоэффективности.
Однако полагаю, что принятие указанного Плана, его реализация без нового закона «Об энергосбережении» не даст ожидаемых результатов. Новый закон необходим, он станет подспорьем для обеспечения реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2010 – 2014 годы.
В этой связи полагаю, Правительству необходимо вновь внести доработанный вариант проекта закона «Об энергосбережении» в Мажилис Парламента.
О результатах рассмотрения запроса прошу проинформировать меня в письменном виде и в сроки, установленные статьей 27 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».

-------

Депутатский запрос Премьер-министру: пенсионеры с нетерпением ждут поправок

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Мухтар Тиникеев:
«На мое имя поступило обращение ветерана труда, пенсионера Маликова Сергея Егоровича, родившегося в 1939 году в Караганде. Пенсионер обращался в Администрацию Президента, к Премьер-министру и получил из Министерства труда ответ, что ему, согласно действующему законодательству, правильно была начислена пенсия. Но на главный вопрос – когда изменят пенсионное законодательство – Сергей Егорович ответа так и не получил.
И таких обращений в мой адрес поступает много. Это пенсионеры, которым была начислена минимальная пенсия из среднемесячного дохода за последние три года подряд с 1 января 1995 года. Именно в эти годы были закрыты многие предприятия, людей отправляли в отпуск без содержания. Они получали урезанную зарплату или же зарплата выдавалась (продуктами, вещами) в виде бартера.
Ведь эти пенсионеры со стажем 40 и более лет имеют государственные награды. Честно и много трудились, а теперь из-за изъянов в пенсионном законодательстве получают минимальную пенсию. Они с нетерпением ждут изменений в пенсионное законодательство.
В связи с изложенным, прошу довести до пенсионера, представляющего интересы таких же людей, мнение Правительства и сроки по внесению изменений в пенсионное законодательство».

-----

Депутатский запрос Премьер-министру: ЮКО – Ленгер – деньги для больницы

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Ержан Исакулов:
«В адрес депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан поступило письмо от акима Толебийского района ЮКО о необходимости завершения строительства городской больницы в г. Ленгер, общей сметной стоимостью в 6 миллиардов 295 миллионов тенге.
Строительство указанной больницы было начато в 2008 году, выделено 50 миллионов тенге. Но в 2009 году в связи с кризисом бюджетное финансирование было урезано, и строительные работы прекратились.
Просим Вас, уважаемый Карим Кажимканович, рассмотреть вопрос о выделении из бюджета средств для завершения строительства больницы в рамках программы социальной модернизации.
О принятых Правительством мерах просим Вас проинформировать нас письменно в установленные законодательством сроки.
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Сатыбалды Ибрагимов, Сауырбай Есжанов и Нурлан Онербай.

-----

Депутатский запрос Премьер-министру: о дорожной безопасности

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Танирберген Бердонгаров:
«Не секрет, что среди множеств профессий и должностей, пожалуй, самыми «живучими» по части коррупции остаются работники государственных контролирующих органов. Но «пальму первенства» держат сотрудники автоинспекции. О высоком уровне поборов на дорогах известно еще со времен Союза, когда сотрудники ГАИ славились своей коррупционной составляющей.
Дорожные полицейские, ввиду специфики работы и благодаря низкой культуре вождения казахстанских водителей, наиболее подвержены взяткодательству.
Одним из главных задач для МВД Глава государства назвал устранение коррупции на дорогах. «Требую навести порядок в сфере дорожной безопасности», – заявил он. Президент поручил изучить и применить опыт зарубежных стран. Он также подчеркнул необходимость изменения статуса и организации работы дорожной полиции. По мнению Главы государства, контакты полицейских с водителями должны быть максимально сокращены.
Что предпринято по поставленной Президентом задаче?
Прошу рассмотреть вопрос об использовании полицейскими автомобильных видеорегистраторов.
Это мировая практика, хорошо показавшая в вопросах борьбы с коррупцией на дорогах. Данная технология также была введена в США. Ее использует полиция Лондона. Более 20 тысяч камер видеонаблюдения установлены в Париже. В Китае полиция планирует использовать систему распознавания лиц, чтобы идентифицировать преступников. В Чикаго количество убийств снизилось на 25% и достигло самого низкого уровня за последние 38 лет.
Руководство полиции Германии считает, что видеокамеры оказывают значительную помощь в охране правопорядка, особенно в тех случаях, когда они используются для наблюдения за полицейскими патрулями, для видеозаписи различных происшествий и для отслеживания преступников.
Власти китайских городов используют мобильные системы видеонаблюдения для установки на патрули. Мобильная цифровая система видеонаблюдения будет установлена на все вновь выпущенные полицейские автомобили. Цифровой видеорегистратор записывает аудио и видео данные высокого качества каждый раз, когда офицер полиции включает прожектор, сирену или громкоговоритель.
Это поможет и в борьбе с коррупцией, и с правонарушениями на дорогах Казахстана. А как иначе, когда вся смена машины «Жол полициясы» записывается на видеокарту. А это посекундная видеофиксация всего происходящего за лобовым стеклом и абсолютно все разговоры с водителями транспортных средств.
И в случае, если сотрудник дорожной полиции обсуждает с водителем меру его взыскания вне видеофиксатора – необходимо применять к нему самому санкции, вплоть до увольнения из рядов МВД РК.
По заявлению вице-министра МВД РК Куренбекова А.Ж. в бюджете ведомства нет денег на приобретение данных систем. В этой связи прошу рассмотреть возможность выделения финансовых средств для МВД РК по оснащению машин дорожной полиции видеорегистраторами.
В целях реализации задач, поставленных Главой государства, начать можно с двух основных мегаполисов страны, на долю которых приходится наибольшее количество автовладельцев.
Стоимость одного авторегистратора с набором требуемых опций в розничной продаже составляет от 15000 тенге. Умножаем на 135 машин в Астане и 181 машину в Алматы. Требуемая сумма составит меньше 5 млн. тенге бюджетных средств. Это минимальная цена вопроса для решения коррупционной составляющей в наиболее авто населенных городах страны.
Добавлю, что при нынешнем уровне штрафов за нарушение водителями ПДД каждый авторегистратор окупится уже на третьем штрафе.
Безусловно, технический прогресс не стоит на месте. С каждым годом будут появляться более дорогостоящие и технически совершенные модели, но существующий стандарт, не оттягивая решение этого вопроса можно использовать уже сейчас. Ее применение эффективно, а результат однозначен.
Ответ прошу дать письменно в установленный законодательством срок».

-----

Депутатский запрос Премьер-министру: к земле по-хозяйски

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Петр Дмитриенко (в изложении):
Поводом запроса послужили неоднократные обращения сельчан по вопросу земельных отношений. А именно:
1. На протокольном совещании у Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева от 12 января 2011 года, Вашем совещании от 19 января 2011 года, совещании первого Вице-премьера Шукеева У.Е. от 01 февраля 2011 года были установлены сроки – 10 февраля о том, чтобы представить поправки в проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Земельный Кодекс Республики Казахстан». Предлагаемая редакция дает право изымать у собственников неэффективно используемые земельные участки для организации пастбищ.
Действительно, с увеличением поголовья скота в сельских округах северных регионов страны стоит острая проблема выпасов. Она сложилась из-за того, что при делении земли на сельхозформирования и земли сельских округов, часть земель сельских округов ушла через земельные паи как выпасы сельхозформированиям.
И теперь на этих землях, как правило, сеют зерновые или они пустуют. Потому что сельхозформирования (крестьянские хозяйства, ТОО), взяв пай на каждый гектар пашни зерновых, еще и автоматически получили сенокосы и выпасы. На них должны организовывать пастьбу скота пайщикам. А на практике на паевых выпасах и сенокосах никто не пасет, и весь скот «толкается» на ограниченных выпасах сельских округов.
Тема по изъятию земли, используемой не по назначению, очень актуальная.
Пока не видно рвения по исполнению протокольных решений, т.к. 10 февраля был срок по внесению поправок в Земельный кодекс. Он уже на выходе, и позиция по изъятию отклонена.
Прошу Вас рассмотреть этот вопрос в другой плоскости. Программа развития животноводства государственная и выделяются большие государственные средства (более 120 миллиардов тенге). Законодательно у нас есть право изъятия земли для государственных нужд и целей. Поэтому надо привести это предложение в соответствие с этой статьей. И это право не отдавать на откуп местной исполнительной власти, а решать через Правительство, Министерство сельского хозяйства, как, например, проходят у нас земли лесного фонда. Увеличение пастбищ в СКО на 50000 га, к примеру, должно идти через постановление Правительства. А схему: за изъятие земли сельхозтоваропроизводителей, возврата земли в другом месте или возмещение затрат, где произвели залужение, пусть внесут как предложение местные исполнительные органы. И при определении использования не по назначению определить показатель не менее 2-х лет, т.к. право изъятия требует судебной процедуры. А, распахивая пастбища, могут ежегодно говорить, что зерновые посеяли под покров многолетних трав, т.е, якобы, для улучшения пастбища. И проверить это можно только на второй год.
2. На протяжении последних 3-х лет мы законодательно создали новый класс собственников. Это лесопользователи, где кроме освоения и переработки леса стали вкладывать средства на развитие туристической отрасли: кемпинги, гостиницы, базы отдыха и т.д. Но законодательно не выработан механизм передачи земель лесного фонда в аренду. Но, вкладывая свои средства на переработку и строительство рекреационных зон, выявили, что не решен вопрос с регистрацией договоров лесопользователей и регистрацией объектов построенных на арендованной земле. А если нет регистрации, то это все не законно.
На основании изложенного, прошу Вас, уважаемый Карим Кажимканович, поручить уполномоченным государственным органам в установленном порядке внести соответствующие предложения по озвученной проблеме.
О результатах рассмотрения и принятых мерах прошу информировать письменно, в установленные законодательством сроки.

По сообщению сайта Nomad.su