Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Культура – не сувенир

Дата: 24 февраля 2011 в 06:41

Индира БОТАШЕВА, Знамя труда», 21 февраля

Ей всего двадцать семь, а за плечами столько важных проектов, что иному на всю жизнь хватит. Новый «министр культуры» Жамбылской области Айнур Саденова – хрупкая на вид девушка, но, судя по работоспособности, – «отлита» из титана. Она еще только знакомится со своим «хозяйством», но имеет уже такой плотный график, что нам едва удалось втиснуться и получить блиц-интервью.
— Айнур, поздравляем Вас с назначением на должность начальника управления культуры Жамбылской области. Не могли бы Вы немного рассказать о себе?
— Я родилась в музыкальной семье. Отец Канатбек Саден – домбрист, имеет звание «Деятель культуры Республики Казахстан», мама Галиябану Ерболган преподает музыку в средней школе, играет на кыл-кобызе. Поэтому и мне была прямая дорога в музыку.
Моя учеба началась в Республиканской специализированной музыкальной школе для одаренных детей имени Куляш Байсеитовой по классу скрипки. Оттуда перевелась в Казахскую Национальную Академию музыки в Астану. Параллельно принимала участие в международных конкурсах. В 16 лет я стала самым молодым лауреатом международного конкурса «Шабыт» в своей номинации. В 2001 году получила Гран-при на республиканском конкурсе молодых исполнителей, а потом стала призером и дипломантом международных конкурсов скрипачей имени Микеланджело Аббадо в Италии и Демидовского в России. Именно в тот период на меня обратил внимание наш прославленный скрипач Марат Бисенгалиев и, прослушав, помог поступить в консерваторию Бирмингема при Центральном университете Великобритании, где и сам преподавал. Потом его пригласили в Западно-Казахстанский филармонический оркестр, и я поехала за ним – перевелась в Западно-Казахстанский Государственный университет. У нас, исполнителей, главное – не место обучения, а преподаватель, тот, кто учит мастерству. Параллельно с учебой работала со своим учителем в Уральском филармоническом оркестре и со временем стала лидером оркестра. Мы объездили почти всю Европу и выпустили больше трех компакт-дисков с такими известными звукозаписывающими компаниями, как «Sony BMG», «Toccata classiks», «EMI records».
— Насколько я знаю, у Вас богатый опыт организации культурных мероприятий?
— В 2005 году меня пригласили арт-директором в общественный фонд «Центрально-Азиатский Международный центр арт-менеджмента «CAI-CAM». От фонда меня направили стажироваться в Англию, где я прошла практику на «Би-би-си» в качестве музыкального редактора и получила сертификат арт-менеджера лондонской «Guildhall School music and drama». Эти знания помогли мне потом в 2007-2008 годах в организации фестивалей классического искусства «Концерты на Родине». Мне удалось собрать на эти концерты наших соотечественников, которые по разным причинам живут и успешно работают за рубежом и, по сути, составляют национальную гордость нашей страны. Хочу отметить, что мы не только познакомили казахстанскую публику с талантливыми исполнителями, но и вернули часть их на Родину. Казахстан развивается, уровень жизни растет, и, соответственно, культура нуждается в новых силах. И вот назад в страну вернулись востребованные на Западе исполнители – кларнетист Алмаз Токпанов из Германии, флейтист Александр Тараскин из Швейцарии, виолончелистка Лязат Абдулина из Франции. Есть и вокалисты – тенор Медет Чотабаев, баритон Андрей Трегубенко, колоратурное сопрано Альфия Каримова, она вообще пела на одной сцене с Пласидо Доминго. Все они успешно работают и выступают в Казахстане.
— Словом, развитие классического искусства – Ваше кредо?
— Не только. Благодаря моим родителям я очень люблю традиционную народную казахскую музыку. И мое сердце плачет, когда я вижу, что ее эксплуатируют на уровне сувенирной продукции. Всегда считала своим долгом искать талантливых исполнителей по всему миру. Так я нашла Мамыра. Он родом из Китая. То, как он преподносит казахские мелодии слушателю, делает их общемировой ценностью, при этом музыка не теряет своего национального колорита. Его знает весь мир, а в Казахстане о нем не слышали. В 2010 году меня назначили директором благотворительного фонда «Ашадан». Слово переводится с персидского «отдать жизнь во имя великой цели». А целью фонда является поддержка и развитие национальной культуры Казахстана. Важно, чтобы в XXI веке наша национальная культура не теряла актуальности. И одним из проектов фонда стало знакомство с творчеством Мамыра наших соотечественников.
Также удалось спродюсировать запись трех альбомов неподражаемого казахстанского композитора Куата Шильдебаева. Довелось участвовать в подготовке и издании первого полного собрания сочинений Чингиза Айтматова.
— После столь громких проектов Вам не будет у нас неинтересно?
— Знаете, я хочу быть полезной своему народу. И передо мной стоит сверхзадача – возродить культуру Тараза и Жамбылской области. Те знания и опыт, которые у меня уже есть, я буду применять с максимальной отдачей.
— А планами на будущее поделитесь?
— Пока не могу. Сейчас готовится План развития области с 2011 по 2015 год, в том числе и развития культуры. Когда он будет утвержден, мы можем вернуться к вопросу о планах.

По сообщению сайта Nomad.su