Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Евро-5»: быть или не быть?

Дата: 24 февраля 2011 в 06:41

Алексей ЖУКОВ, «Казахстанская правда», 24 февраля

Министерством нефти и газа недавно принято решение о модернизации всех трех нефтеперерабатывающих заводов Казахстана. Это очень ответственная задача, поэтому и подход к ней должен быть предельно взвешенный, государственный. Так считает управляющий директор АО «РД «КазМунайГаз» Серик БАЙМУХАНБЕТОВ.
– Серик Габитович, расскажите, пожалуйста, о вашей миссии в данном проекте.
– Отраслевая программа модернизации нефтеперерабатывающей отрасли – очень ответственный стратегический проект. Как отраслевой специалист, я был приглашен руководством фонда «Самрук-Казына» в качестве независимого эксперта. Наша задача состояла в глубокой технико-экономической проработке проекта, исходя из перспективной оценки потребностей экономики. Это ответственный вопрос: говоря о реконструкции НПЗ, следует понимать, что от первоначальной «настройки» завода, от выбранных технологий зависит та продукция, которую он будет производить в течение многих лет. Поэтому первое, что необходимо, это глубокий маркетинговый анализ рынка на среднесрочную перспективу. Анализируя ситуацию, мы фокусировались на том, чтобы представляемые Правительству отчеты и прогнозные оценки были выполнены объективно.
– Ваши выводы и заключения?
– В любом производственном проекте все начинается с перспективного маркетингового анализа, основанного на оценке как внутренних потребностей экономики, так и мировых тенденций отрасли, экспорта и импорта. Казахстан – нефтяная держава. Нам необходимо просчитать и спрогнозировать рынок так, чтобы все наши три НПЗ в дальнейшем работали как часы: бесперебойно, с максимальной загрузкой, поставляя топливо самого лучшего качества как на внутренний рынок, так и на экспорт. Также технологически важно, чтобы они не зависели от таких факторов, как, например, меняющиеся параметры качества нефти. Это – вопрос энергетической безопасности государства.
Чтобы принять правильное и взвешенное решение при модернизации НПЗ, нужен всесторонний и объективный анализ рынка. Нам необходимо четко знать, сколько и каких нефтепродуктов будет потреблять Казахстан, куда движутся мировые рынки после кризиса, каковы ресурсы и потребности наших соседей и партнеров по Таможенному союзу. Поэтому эксперты, которые проводят маркетинговую проработку модернизации НПЗ, должны очень внимательно отнестись к этой работе. Однако, к сожалению, выяснилось, что отчетная информация, подготовленная аналитиками, не отвечает этим требованиям. Более того, она содержит весьма серьезные ошибки. По многим стратегическим аспектам рынка были предоставлены недостоверные данные, которые уже сегодня значительно расходятся с реалиями.
– Например, какие?
– Для примера возьмем выводы по прогнозным потребностям республики в дизельном топливе. Маркетинговое исследование рынка нефтепродуктов РК, которое нам предлагают взять за основу, утверждает, что увеличение спроса на дизтопливо до 2020 года не предвидится, и к этому времени потребность будет достигать лишь 5,8 миллиона тонн в год. Однако, согласно официальным данным Министерства транспорта и коммуникаций РК, только в рамках транзитного коридора Западный Китай – Западная Европа и реализации Программы ФИИР промышленности республики к 2020-му потребуется порядка 7 миллионов тонн дизеля в год. Отсюда общая внутренняя потребность страны с учетом официальных расчетных прогнозов отраслевых министерств и ведомств должна прогнозироваться как минимум на уровне 9–9,5 миллиона тонн, а не 5,8.
Кстати, в Казахстане уже сегодня наблюдается ежегодный 10-процентный прирост потребления дизельного топлива. Согласно официальным статистическим данным, производство дизеля в 2009 году составило порядка 3,8 миллиона тонн, при этом импорт – около 0,4 миллиона тонн и экспорт – 0,8 миллиона тонн. Отсюда следует, что общее потребление дизеля по республике в 2009 году составило 3,4 миллиона тонн в год. Тогда как в 2010 году в РК дизеля было произведено около 4 миллионов тонн, завезено порядка 0,4 миллиона тонн и вывезено 0,6 миллиона, то есть общее потребление в 2010 году составило 3,8 миллиона тонн. То есть годовое потребление дизеля в 2010-м по сравнению с 2009 годом увеличилось на 0,4 миллиона тонн, что составляет порядка 10–11% за год. И подобных нестыковок мы видим очень много.
– Отчего такие расхождения?
– Полагаю, что причина этих неточностей возникла ввиду неправильного подхода к разрешению поставленной задачи. Дело в том, что ранее, еще в 2009 году, было разработано ТЭО для модернизации Шымкентского НПЗ. Однако изначально ошибка наших специалистов состояла в выборе исполнителя, которому поручалось подготовить независимое объективное ТЭО, поскольку этот иностранный разработчик был одновременно лицензиаром технологии. Такого никогда не бывает в мировой практике, когда заинтересованный лицензиар будет разрабатывать ТЭО для третьего лица с рекомендацией об использовании своих же технологий. Вот по этим основаниям и ввиду некорректных данных маркетингового исследования, а также несоответствия предложенных выводов национальным экономическим интересам РК ТЭО 2009 года на одном из технических советов было решено пересмотреть заново.
После этого, лицам, ответственным за модернизацию заводов, руководством ФНБ «Самрук-Казына» в 2010 году вновь было дано поручение пересмотреть ТЭО и подготовить обновленный отчет по маркетингу рынка с учетом новых трендов рынка нефтепродуктов и применения передовых мировых технологий в сфере нефтепереработки.
Новое маркетинговое исследование рынка нефтепродуктов РК для разработки ТЭО модернизации казахстанских НПЗ готовилось одной из иностранных экспертных групп по заказу казахстанской стороны. Оно, как следует из отчета самой компании-исполнителя, выполнено без выезда в Казахстан, то есть без ознакомления с текущими тенденциями рынка. При этом в преамбуле отчета прямо сказано о том, что «при проведении данного исследования они опирались на информацию, собранную в ходе предыдущих исследований для ПКОП», следовательно, разработчик нового ТЭО не скрывает, что были использованы материалы предыдущего пересмотренного ТЭО. И вины зарубежных экспертов в этом нет. Выяснился очень любопытный факт: в техническое задание для экспертной компании внесен пункт, что следует взять за основу данные уже устаревшего документа – ТЭО, подготовленного в 2009 году компанией-лицензиаром. Использовать аналитику заинтересованной стороны в государственных проектах такого масштаба совершенно недопустимо!
Как видим, разработка нового независимого ТЭО не состоялась. Напротив, как уже было сказано, экспертам в техническом задании опять поручили использовать в качестве основы данные из старого, пересмотренного ТЭО! С какой целью это было сделано? Здесь либо имеет место непрофессионализм, либо поручения руководства страны и ФНБ «Самрук-Казына» просто игнорируются. Почему – отдельный вопрос, с которым еще нужно разбираться, ведь получить такой крупный госзаказ хотели бы многие компании...
– О чем здесь может идти речь?
– Там, где речь идет о таких серьезных государственных инвестициях, нельзя исключать попыток лоббирования чьих-то интересов. Напомню: предварительно на программу модернизации НПЗ предполагается направить более 1 миллиарда долларов. Деньги немалые. И вопрос о чьей-то заинтересованности логичен в свете всей этой истории. Действительно, странно, почему ответственные за модернизацию менеджеры не хотят сделать объективное исследование, почему они упорно стремятся использовать данные из старого ТЭО. Для нас главное, чтобы модернизация НПЗ отвечала долгосрочным потребностям экономики страны, а не чьим-то сиюминутным интересам.
– А какие тенденции рынка, на ваш взгляд, должны учитываться в свете долгосрочных интересов экономики?
– Сегодня мы можем констатировать несколько факторов, среди них один из важных – это нарастающее перепроизводство бензина в Казахстане. Аналогичный процесс, впрочем, наблюдается и в России, и в Европе, и в Азии. При том что там стабильно растет спрос на дизельное топливо. Связано это с тем, что технологии предыдущих поколений в нефтеперерабатывающей промышленности «заточены» под высокий удельный вес бензина в конечной структуре переработки. Тогда как сейчас в мире повсеместно идет бурная «дизелизация» автопарка, а также переход бензиновых двигателей на компримированный газ. Объяснение простое: оба эти вида топлива экономически вдвое выгоднее, чем бензин.
На этом фоне очень тревожит, что уже сейчас, до начала модернизации, мы имеем перепроизводство бензина в Казахстане и сложности с его экспортом. Представители НПЗ отмечают, что по состоянию за январь месяц и первую неделю февраля 2011 года на внутреннем рынке Казахстана предложение бензина марки АИ-92 значительно превышает спрос на эту продукцию. Все крупные нефтебазы страны переполнены. На начало нынешнего года, по данным Главного диспетчерского управления нефтяной и газовой промышленности МНиГ РК, только на казахстанских нефтебазах и в резервуарах НПЗ РК хранится порядка 234 тысяч тонн бензина. Такое накопление превосходит норму потребления в 2,7 раза! Поэтому все три НПЗ республики, которые в настоящее время в большей части ориентированы на выпуск бензинов, бьют тревогу об их затоваривании, предупреждая о вынужденной остановке заводов. В будущем эта проблема может усугубиться. Если при планируемой модернизации заводов будет сделан выбор в пользу старой технологии каталитического крекинга, то весь объем получаемого из нефти мазута будет переработан в бензин. В связи с чем у нас возникнет огромный избыток этого на сегодня экспортно-неперспективного нефтепродукта.
Если анализировать текущую динамику рынков, то мы видим, что по бензину роста потребления не усматривается уже сейчас. В 2010-м НПЗ республики его произвели чуть больше чем в предыдущем году, но при этом импортировано меньше на 19% (то есть 758 тысяч тонн, а не 925 тысяч тонн, как в 2009-м) и экспортировано всего на 3% больше (188 тысяч тонн) по сравнению с 2009 годом (178 тысяч тонн).
Причина еще и в том, что излишки бензина нам фактически некуда экспортировать. В России его тоже производится слишком много, при этом рынки наших южных соседей – Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана – заняты российскими поставщиками. Следует учитывать большие производственные объемы ближайших к нам Омского НПЗ и заводов Уфимской группы в России, которые производят качественные нефтепродукты с достаточно низкой себестоимостью и уже сегодня конкурируют с нашим бензином, занимая казахстанские рынки сбыта для своей продукции. А в предложенном маркетинговом исследовании, напротив, утверждается, что потребление бензина к 2020-му в РК возрастет почти вдвое, и, исходя из этого, нужно наращивать выпуск бензина казахстанскими НПЗ. Очень спорно выглядит и прогноз двукратного прироста автомобильного парка в Казахстане к 2020 году.
При всем том исследованием не учтены потенциальные возможности экспорта дизеля. Дефицит дизтоплива сейчас увеличивается и в Европе, и в Азии. Так, Китайская национальная нефтяная компания в январе сообщила, что ожидает уже в 2011 году кризис поставок дизтоплива из-за быстрого роста спроса на него. Согласно прогнозу CNPC, спрос на дизтопливо в КНР превысит предложение на целых 3,5 миллиона тонн.
Маркетингом также не учтен процесс перехода автотранспорта на компримированный природный газ. После одной из зарубежных командировок Глава государства поставил вопрос: почему не проводится газификация автотранспорта, как в других странах? Ведь стоимость сжиженного газа по сравнению с бензином обходится вдвое дешевле, не зря этот рынок бурно растет в Евросоюзе, КНР, странах Азии. Вскоре по его поручению в Казахстане была разработана отраслевая программа компании «Казтрансгаз Онимдери» – одного из дочерних подразделений группы «Казтрансгаз».
На сегодня, если взять Мангистауский регион, здесь 60–75% автомобилей эксплуатируются на газе. В планах «Казтрансгаза» – поставлять на рынок в год порядка 400 миллионов кубометров сжиженного газа для автомобилей с последующим расширением производства до 1 миллиарда кубометров. Это эквивалентно почти миллиону тонн бензина АИ-92. Как видим, газификация автомобилей потенциально создает серьезную конкуренцию для поставщиков бензина. Однако исследование совершенно не учитывает этого тренда, в программу модернизации НПЗ рост потребления автогаза не закладывается.
При маркетинговом прогнозировании рынка необходимо также глубоко проанализировать спрос на масла. Есть поручение Президента – обеспечить получение высококачественных моторных и трансмиссионных масел в Казахстане. Базовые масла – это также стратегический продукт, это основа для производства всех видов смазочных масел. Здесь нельзя на 100% зависеть от импорта, как это имеет место на сегодня, тем более, Казахстан – крупная нефтедобывающая страна. Между тем соседние Россия, Узбекистан и Туркменистан не только производят огромное количество базовых масел и экспортируют их, но и перешли на качественно новый уровень производства с I (самой низкокачественной) на II и III группы масел.
Между тем среди ответственных за модернизацию казахстанских НПЗ почему-то возобладало мнение, что нужно производить базовые масла наиболее низкой, I группы качества, которые в обиходе называются минеральными. Там полагают, что в ближайшие 10–20 лет спрос на эти масла будет расти. Совершенно непонятный подход. Промышленность у наших соседей, напротив, модернизируется под производство масел более высоких групп, даже в Туркменистане и Узбекистане переходят на выпуск II группы базовых масел. И это логично. Потребление минеральных масел быстро сокращается и в Казахстане, и в России по мере выработки устаревшего транспортного парка. Нам следует иметь в виду, что в рамках экологических стандартов «Евро» существует баланс – топливо и масло должны соответствовать друг другу по классу. А наши соседи – россияне уже с 2014 года вводят у себя стандарт «Евро-5» по всем нефтепродуктам. Все говорит о том, что к завершению модернизации в 2015–2016 годах у казахстанских масел I группы не будет экспортных рынков сбыта, внутри страны также потребление будет падать.
– Вопрос о том, должны ли в Казахстане производить морально устаревшие низкосортные масла, выходит за рамки узкоотраслевых решений. Не в том ли причина этой идеи, что ответственные за модернизацию НПЗ стремятся использовать старые технологии?
– Ответ на этот вопрос мне также хотелось бы знать. Но в представленном отчете имеются недопустимые расхождения в оценке потребностей экономики в смазочных маслах. Указывается на невыгодность производства в Казахстане собственных базовых масел II и III групп, хотя там же говорится, что в настоящее время в Азиатском регионе, куда входит и Казахстан, идут бурный рост потребления и переход на более качественные виды смазочных масел II и III групп. Таким образом, отчет противоречит сам себе. В целом ошибок и недостатков в выполненной аналитической работе по подготовке модернизации НПЗ настолько много, что всех не перечислишь на страницах газеты.
Главное, что здесь нужно отметить, перспективный анализ рынка потребления нефтепродуктов в стране всегда должен учитывать долгосрочные стратегические потребности экономики. То есть за основу необходимо брать не оценки рынка отдельно взятой компанией, тем более заинтересованной, поскольку она является лицензиаром, а расчеты и официальные прогнозные данные отраслевых министерств: Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства индустрии и торговли, Министерства сельского хозяйства, НК «Казахстан темир жолы».
Сегодня мы принципиально ставим вопрос, чтобы ошибочный отчет был отклонен, его нельзя использовать как основу для принятия стратегических решений. В противном случае решения могут оказаться ошибочными, и сотни миллионов долларов государственных инвестиций будут потрачены на устаревшие технологии. На рынке будет либо большой переизбыток, либо недостаток тех или иных нефтепродуктов.

По сообщению сайта Nomad.su