Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Владимир Путин велел покрыть недостачу // Минэкономики предложено исключить дефицит бюджета из сценария развития страны

Дата: 24 февраля 2011 в 06:51 Категория: Новости экономики

Отправлены на доработку подготовленные Минэкономики сценарные условия развития экономики до 2030 года. Премьер-министра Владимира Путина не устроила основная идея документа, предлагающего сохранение курса «Стратегии-2020» при бюджетном дефиците в 2-3% ВВП до 2025 года. Противником дефицита выступал вице-премьер Алексей Кудрин: сценарии Минэкономики подтверждают, что его вариант экономической политики требует не только глубоких институциональных реформ в 2011-2015 годах, но и отказа от наращивания пенсионных обязательств, крупных госинвестиций в дороги и вооружения. Премьер-министр Владимир Путин по итогам совещания в Белом доме 22 февраля отправил на доработку «Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года» («Прогноз-2030»), подготовленный Минэкономики. Документ Минэкономики, подписанный 2 февраля заместителем главы ведомства Андреем Клепачем, является попыткой министерства расширить горизонт планирования в сравнении с действующей «Стратегией-2020» до 2030 года. Схожей задачей заняты и экспертные группы по коррекции «Стратегии-2020». «Прогноз-2030» отвергнут в нынешнем виде по простой причине — он основан на принципиальной позиции Минэкономики о необходимости сохранения бюджетного дефицита после 2015 года ради «инновационной модернизации». «Прогноз-2030» содержит два основных сценария развития экономики — «энергосырьевой» (вариант E1) и «инновационный» (Inn2), основывающийся на стабильной динамике цен на Urals: в 2020 году — около $101 за баррель (цены 2011 года) и в 2030 году — $140. Дополнительно в сценариях 2c и Е1а рассматриваются варианты прогнозов с ростом цен на нефть до $176 за баррель в 2020 году и стабилизацией после 2014 года цен на $50 за баррель. Принципиальных различий это изменение в прогнозах не дает, базовые сценарии отличаются темпами роста ВВП: в «энергосырьевом» сценарии — 1,9-3,7% в год до 2030 года с провалом до 1,9% в 2016-2020 годах, в «инновационном» — 3,4-5,1% роста ВВП с провалом в те же годы и пиком роста ВВП в 2021-2025 годах. «Необходимыми условиями» варианта Inn2 указаны сохранение дефицита бюджета на уровне 2-3% ВВП до 2025 года и рост госдолга после 2025 года выше 30% ВВП. В этом случае вариант Inn2, по мнению Минэкономики, обеспечит рост доли РФ в мировой экономике до 3,3% мирового ВВП (в сценарии E1 — сокращение до 2,6%, сейчас — 3%). На совещании в Белом доме Владимир Путин не скрывал, что вице-премьер Алексей Кудрин прямо перед совещанием предпринял еще одну (успешную) попытку с глазу на глаз убедить премьер-министра не принимать предложения Минэкономики, представленные Эльвирой Набиуллиной. В своих претензиях к «Прогнозу-2030» господин Путин не раз сослался на этот разговор. В результате Эльвира Набиуллина после совещания объявила о том, что будет корректировать «Прогноз-2030» так, чтобы к 2015 году «сбалансировать наши задачи, в том числе чтобы дефицит был нулевой». Напомним, господин Кудрин начал кампанию против внесения идеи сохранения бюджетного дефицита еще в конце 2010 года, наиболее ярко свои идеи он развивал в выступлении на Красноярском экономическом форуме (см. «Ъ» от 19, 21 февраля). В тексте «Прогноза-2030» Андрей Клепач утверждает: сценарий E1 (который как раз основан на сбалансированности бюджета и слабом, не более 1% ВВП, профиците с 2015 года) балансируется только «за счет ограничения инвестиций в развитие человеческого капитала и транспортной инфраструктуры, а также пересмотра уже принятых решений в сфере пенсионной политики и обороноспособности страны». Отметим, о том, что сценарий Inn2 не содержит таких ограничений, прямо не сказано. Но «инновационный» сценарий (его и предложено считать целевым) предполагает создание «современной транспортной инфраструктуры» и «конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний». В своем варианте Минэкономики также предлагает увеличить расходы на здравоохранение до 7,1% ВВП в 2030 году, на образование — до 6,8% и на науку — до 3% ВВП. Главное же отличие сценариев — существенно большие инвестиции и зарплаты в «инновационном» варианте. «Прогноз-2030» можно считать попыткой Минэкономики еще раз настоять на сохранении базовой идеологии «Стратегии-2020», скорректированным в посткризисных реалиях «отражением» которой является «инновационный» сценарий. «Энергосырьевой» сценарий господина Кудрина потребует замораживания пенсий и госзарплат, отказа от плана закупок вооружений, анонсированного президентом Дмитрием Медведевым,— это основной посыл текста Минэкономики. В противном случае Алексею Кудрину, настаивающему на нулевом дефиците бюджета, предложено самостоятельно формулировать, как добиться и «инновационной модернизации», и сбалансированности соцфондов, и закупки вооружений, и в итоге социальной и политической стабильности. Фактически в выступлении на Красноярском форуме Алексей Кудрин уже начал эту работу, невозможную ни без критики предложений Дмитрия Медведева (программа вооружений, планы по энергоэффективности и т. п.) и Владимира Путина (дорожное строительство, отказ от повышения пенсионного возраста), ни без предложений по коррекции курса политического. В этом вице-премьеру неизбежно придется искать союзников в «реформаторском» крыле экспертных групп по коррекции «Стратегии-2020». Уже первые обсуждения групп показали: позиции экспертов, в частности, по реформе политической системы, по пенсионной реформе, по развитию федерализма, по ограничению соцобязательств близки к выводам, к которым уже приходил глава Минфина, но существенно радикальнее. С другой стороны, Минэкономики предлагает Белому дому удобную альтернативу: сохранение курса на рост госинвестиций в обмен на бюджетный дефицит и эскалацию госдолга как расплату за кризис. «Я еще раз выступаю за то, чтобы этой цифры не было»,— заявила госпожа Набиуллина по итогам совещания, имея в виду именно нулевой дефицит бюджета в 2015 году. В этой связи решение Владимира Путина — заставить Минэкономики отказаться от демонстрации противоречий — предсказуем: политика и премьер-министра, и президента с 2008 года строилась на игнорировании подобных проблем.

По сообщению сайта Коммерсантъ