Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Налогу на прибыль угрожает энергоэффективность // Минпромторг предлагает разморозить инвестиционные налоговые кредиты

Дата: 24 февраля 2011 в 06:52 Категория: Новости экономики

Правительство готово оживить предусмотренные Налоговым кодексом (НК), но на практике почти не работающие нормы о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов энергоэффективным предприятиям. Право на срок до пяти лет отложить уплату ряда налогов получат в случае принятия предложений Минпромторга в первую очередь предприятия энергетического сектора, в том числе нефтегазовые компании, а также «Транснефть», производители удобрений, металлурги, РЖД. Статьи 66 и 67 Налогового кодекса РФ предусматривают предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, региональным и местным налогам отдельным предприятиям по специальному договору, заключаемому с территориальным органом Федеральной налоговой службы (ФНС). В теории получатели такого кредита могут платить налоги в рассрочку с уплатой процентов (в размере от 0,5 до 0,75 ставки рефинансирования ЦБ) на срок до пяти лет. При этом на льготу могут рассчитывать лишь узкий круг предприятий: работающие по гособоронзаказу, вносящие особый вклад в развитие региона, внедряющие инновации и пр. В конце 2009 года в рамках требуемой президентом «модернизации экономики» в перечень включены предприятия, инвестирующие в создание объектов с высокой степенью энергоэффективности. Под этим в НК понимаются инвестиции «в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности», «относящиеся к возобновляемым источникам энергии», «относящиеся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии», «имеющих коэффициент полезного действия более чем 57% или иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность». Льготу могут получать объекты и технологии в соответствии с перечнем, утвержденным правительством РФ. Размер кредита — 100% от стоимости приобретенного оборудования. Первая редакция правительственного перечня появилась в октябре прошлого года (постановление правительства РФ N 857 от 25 октября 2010 года). В нем всего четыре пункта: конденсационные котлы, тепловые насосы, когенерационные установки (до 25 МВт), светодиодные лампы. Каких-то пояснений, как считать степень энергоэффективности этого оборудования, в постановлении не было. Поэтому неудивительно, что на практике нормы о налоговом кредите фактически не работают. В форме статистической отчетности ФНС «Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ» на 1 февраля 2011 года в графе «Инвестиционный налоговый кредит» зафиксировано предоставление налогового кредита по всем видам оснований (не только за энергоэффективность) по всей стране на сумму 98 млн руб., и только по двум региональным налогам — на имущество организаций и на транспорт. По налогу на прибыль пока ни одного случая налоговой рассрочки нет. Подготовленный Минпромторгом и опубликованный 21 февраля проект нового перечня содержит уже 53 позиции. По мнению ведомства, право на инвестиционный налоговый кредит должны получить инвесторы, повышающие энергоэффективность добычи нефти, угля, газа и железной руды, а также внедряющие новые технологии подготовки и переработки полученного сырья. В цветной металлургии предлагается подстегнуть внедрение более современных технологий производства алюминия. В химической промышленности претендовать на льготы смогут производители синтетического аммиака и каучука, а также удобрений. В разделе «Транспорт» Минпромторг предлагает дать стимул снижению энергоемкости транспортировки нефти и газа по трубопроводам, а также стимулировать производство транспортных средств с низким расходом топлива (от легковых автомобилей до тепловозов). В разделе «Машиностроение» приводится перечень перспективной продукции и технологий энергетического машиностроения, который продолжается в разделе «Электроэнергетика». Последний раздел посвящен коммунальной инфраструктуре — получить льготы можно будет для снижения энергетических затрат при отпуске тепла от котельных, а также для внедрения технологий использования вторичного тепла. Последний, 53-й пункт перечня перекочевал из первой редакции документа — светодиодное освещение. Кроме перечня объектов и технологий документ содержит и указания на необходимый уровень энергоэффективности инвестиционного проекта, дающий право претендовать на льготу. Эта часть документа вызывает вопросы — в ряде случаев Минпромторг предпочел не использовать общепринятые единицы измерения «индикатора энергетической эффективности». Например, энергоэффективность автомобилей измеряется в привычных «л/100 км», а энергоэффективность добычи нефти, традиционно измеряемая в кВтч/т, измеряется ведомством в «кг условного топлива на тонну нефти». Если помнить, что 1 кВт ч эквивалентен примерно 0,123 кг условного топлива (у. т.), то условия получения льготы для нефтяников не слишком суровы — на лучших месторождениях РФ энергоэффективность добычи нефти уже в полтора раза выше целевых показателей Минпромторга. Минпромторг последовательно измеряет эффективность энергоустановок в «% КПД», в «г у. т./кВт ч» и в «кг у. т./Гкал», что фактически одно и то же. Расшифровать единицу измерения энергоэффективности добычи природного газа — «кг у. т./100 куб. т» — в Минпромторге по просьбе «Ъ» не смогли. Для запуска механизма Минпромторгу придется продолжить работу над документом — впрочем, очевидно, что при первых признаках его работоспособности к обсуждению подключится Минфин, чья реакция на происходящее пока неизвестна. При активном освоении льгот суммарный объем их, являющийся выпадающими доходами бюджета в условиях бюджетного дефицита, может составить десятки миллиардов рублей экономии компаниями налога на прибыль. При этом и у Минфина, и у ЦБ есть основания с осторожностью поддерживать инициативу — она при реализации может стимулировать инвестиции, но в значительной степени за счет роста инвестиционного импорта.

По сообщению сайта Коммерсантъ