Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Т.Мадылбай: Сакский путь

Дата: 24 февраля 2011 в 10:40

CA-NEWS (KG) — Таким образом, доказательств, что кыргызы являются прямыми потомками древних саков, больше чем предостаточно. Если еще добавить тот факт, что у кыргызов есть род саяков (переиначенное от сак), то дальнейшие споры на эту тему становятся совершенно безнадежным делом. Но хватит, хватит, не будем спорить, лучше вернемся к дальнейшей истории саков, чтобы окончательно завершить этот период истории кыргызов в рамках дозволенного нам времени и уделенного нам пространства, иначе мы так и застрянем на этом, как некогда застрял на берегу Сыр-Дарьи Александр Македонский. Кстати, об этой истории вы можете прочесть в моем романе «Боги и цари».

Итак, саки постепенно спускались с гор в низину, которая была полностью опустошена Всемирным потопом...

Здесь надо оговориться и сказать пару слов нашим нетерпеливым блоггерам и юзерам. Я не стану, как вы, ругать всех и вся на чем свет стоит, но некоторые вопросы нам все-таки следует уяснить.

Первое: другие сайты и блоги, когда копируете материал из АКИpress, то уведомляйте, пожалуйста, своих читателей, что, по крайней мере, неприлично ввязываться в чужой разговор без разрешения, тем более, влезать в чужой спор, а тем более, оскорблять. А то, что же получается, сами влезаете, сами затем уводите разговор не в ту степь, а потом сами же начинаете скрежетать зубами. Так ведь я тоже могу ответить адекватно.

Второе: выслушайте же все до конца, а потом уж спорьте, как это водится у приличных людей.

Теперь я продолжаю дальше, вопреки тем, кто размечтался, что меня можно напугать и заставить молчать...

Итак, саки спустились с Чон-Алая (с Большой Обители) и Гималая (Кем-Алая, Малой Обители) по разные стороны гор и распространились по всей Евразии. Сыновья саков-сарматов ушли в Причерноморские степи и по ту сторону Урала, сыновья саков-туров направились в Сибирь и центральноазиатские степи, сыновья же саков-ариев распространились по Средней Азии, Индостану и Иранскому нагорью. Часть же тех и других осталась на обжитом месте и образовала среднеазиатские народы.

Вот как получилось, что кыргызы, прямые потомки саков, одновременно относятся как к ариям, так и турам.

Саки занимались земледелием и скотоводством (скотоводство еще не означает кочевничество: ведь Панас, который пасет телят, не обязательно должен быть кочевником, так же, как Василий Иванович Чапаев, с шашкой в руке и скачущий на коне, тоже не был таковым), керамикой и металлургией.

«Большую роль в становлении пастушеского хозяйства сыграли использование телеги, запряженной волами, и приручение лошадей. Арии первыми в Старом Свете стали пасти огромные табуны коней... позднее они научились запрягать лошадей в повозки и первыми в мире выработали приемы их тренировки... Оседлые скотоводы днем выгоняли скот на пастбище, вечером пригоняли его обратно...» (Е. Е. Кузьмина. В стране Кавата и Афрасиаба. Москва, «Наука», 1977, с. 10)

Перемены в хозяйстве, введение новой тактики боя, выделение в обществе привилегированных воинов-колесничих, а также, возможно, климатические изменения (наступившее похолодание) в середине II тыс. до н. э. привели к серьезным сдвигам в жизни евразийских степных племен. Сакская общность окончательно распалась — отделились индийцы. Одна их группа ушла из степей в Переднюю Азию. Там они обучили переднеазиатские народы приемам тренировки лошадей и тактике колесничного боя, а затем были ассимилированы ими и исчезли с исторической арены.

Другие индийцы из северных областей Средней Азии через Таджикистан стали отдельными группами переходить по горным перевалам на северо-запад Индостана, в Гомал, Сват и Гандхару. Их трудный путь отмечен могильниками, захоронениями коней и изображениями колесниц, которые они выбивали на скалах. (Там же, с. 14)

В начале I тыс. до н. э. пастушеские племена в евразийских степях достигли еще более значительных успехов в использовании лошадей в военном деле: первыми в мире они научились стрелять из лука, сидя верхом на коне, на полном скаку. Это важное открытие сделало их сильными и могущественными.

Отряды молодых всадников... двинулись на юг... Через Кавказ вдоль берега Каспийского моря и из Средней Азии они устремлялись к Иранскому нагорью, где жили неиндоиранские племена маннейцев, хурритов, лулубеев, эламитов и др. Некоторые военные отряды оставались на территории Ирана, нанимаясь в войска местных правителей. Постепенно в начале I тыс. до н. э. количество ираноязычного населения в областях Ирана увеличивалось и иранскими именами запестрели ассирийские документы... (Там же, с. 16)

Позднее многократно в письменных источниках упоминается участие сакских отрядов в персидском войске. Саки служили в самых отдаленных областях империи. Даже в Египте, в Мемфисе, найдены терракотовые статуэтки сакских всадников, а около Кархемыша открыты погребения сакских воинов из персидского гарнизона. (Там же, с. 83)

В начале I тыс. до н. э., по свидетельствам ассирийских источников, на территории Ирана находилось несколько независимых владений, самым крупным из них являлось царство Мана на северо-западе. Население этого района было не индоевропейским и очень пестрым по составу. На рубеже II-I тыс. до н. э. сюда, как и в Луристан, стали проникать саки, постепенно количество иранского элемента все более увеличивалось.

Именно под влиянием саков получили распространение новые типы оружия и конского снаряжения, обычай приносить в жертву коней, незнакомый древним аборигенам Ирана. (Там же, с. 113)

И оттуда уже сакские воины добрались сначала в Грецию и воевали при Марафоне (Геродот, История, VI, 113), при Фермопилах (Диодор, Библиотека, XI, 7), при Платеях (Геродот, История, IХ, 70) Добрались они и до Западной Европы. Там в Галлии они смешались с местным населением и образовали область Эльзас (переиначенное от Эль Сакс), слились с германскими племенами (Верхняя и Нижняя Саксония), в составе с бритами и норманнами образовали такие народы, как англосаксоны, шведские и норвежские саксоны...

Но это уже другая история. Мы же в следующий раз перейдем к усуньскому (гуннскому) периоду кыргызской истории. А пока все. Бывайте.

PS.

«В соответствии с решением иранского правительства от 21 марта 1935 года оно (государство) стало называться Ираном». (В. Виноградов. Классические традиции иранской музыки, М., «Советский композитор, 1982, с. 9)

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба