Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Зачем режиссеры делают из Казахстана Афганистан?

Дата: 24 февраля 2011 в 11:31 Категория: Новости культуры

Зачем режиссеры делают из Казахстана Афганистан?

 

Наверное, к счастью для большинства казахстансцев, да и россиян тоже, приключенческий «шедевр» российского кинопрома в прокате с треском провалился.

Приключенческие потуги создателей под названием «5 центурия. В поисках зачарованных сокровищ» в сторону «Индианы Джонса» имели весьма скромные сборы в кинотеатрах (чуть более 600 тысяч долларов против затраченных 5 миллионов) только в России. В СНГ фильм вообще не привлек к себе никакого внимания, чтобы выложить за билет определенную сумму. Лишь после трансляции сего «шедевра» по телевидению он, наконец, дождался определенной реакции…

Чуть забегая вперед, стоит отметить, что самой бурной была реакция как раз со стороны граждан Казахстана. Для начала напомним сюжет картины, как он заявлен в официальной презентации: «Пятая центурия» – легкая и остроумная приключенческая комедия в стиле знаменитого сериала о похождениях Индианы Джонса. Пролог переносит зрителя в апрель 1945 года. Войска Красной Армии вплотную подошли к Берлину. Группе русских солдат, ворвавшихся в старинный замок, удается буквально из печи спасти загадочные артефакты – жезл, диадему, амулет, кинжал и браслет, которые немцы пытались сплавить в форме скипетра со свастикой. Солдаты – русский, казах, украинец, латыш и кавказец – поделили трофеи между собой. После этого действие переносится в наше время в Подмосковье. Мелкого афериста Потемкина, в очередной раз оказавшегося в участке, спасает загадочная блондинка-адвокат. Блондинка отвозит жулика в усадьбу к некому Генриху Росту, представившемуся нотариусом немецкого барона, которому когда-то принадлежали те самые пять артефактов. По словам Роста, ротой отбивших артефакты бойцов командовал дед Потемкина. Нотариус предлагает жуликоватому внуку разыскать разбросанные по странам бывшего СССР предметы и за вознаграждение в миллион евро доставить их ему…» Собственно, этого достаточно, чтобы иметь представление о картине. Остроумным фильм можно назвать с большим натягом. Но это уже дело вкуса. Гораздо занятнее выглядят сцены, повествующие о событиях в Казахстане. Честно говоря, посмотрев рекламный трейлер, вы ни за что не догадаетесь, что речь идет именно о Казахстане. Антураж, одежда, лица… Все это больше напоминает маленький городок где-нибудь на таджикско-афганской границе. Так бы и можно было думать, если бы на экране не была явно показана карта с маршрутом поезда и конкретными названиями: Караганда, Талдыкорган, Капчагай… Да, именно курортная зона в Алматинской области, где в реале компактно размещены зоны отдыха и казино, в фильме является одной из ключевых площадок для экшна и представлена весьма своеобразно. Достаточно того, что снимались «казахстанские сцены» в декорациях к фильму «Кочевник», события в котором развиваются в средние века. В «5 центурии…» данные декорации приспособили под современные казахстанские реалии. Местное население, как и представленный уклад жизни, выглядит, мягко говоря, странно: облаченные в стеганые халаты и чалмы представители сильной половины человечества, прекрасная половина в паранджах… Сплошной восточный базар вперемешку с каким-то лагерем боевиков, где суровые вооруженные бородатые граждане с прическами и в одежде, смахивающими по стилю на «Безумного Макса», охраняются вооруженными солдатами в прикиде «Казбата»… Иностранцев выгружают из автобуса под дулами «калашей», тщательно проверяя документы. На центральной площади «Капчагая» (напоминающего, как уже говорилось, Самарканд времен Тамерлана) перманентно бьются полуголые бойцы в довольно странном стиле. Причем, что немного радует, диким соревнованиям авторы «шедевра» все же придали международный статус, поскольку среди претендентов на победу сидят чернокожие качки из самых воюющих и нищих стран Африки. Казахская речь представляет собой некий суржик с кучей заимствований из арабского, персидского и абракадабрского… Вот таким видят современный Казахстан наши северные соседи.

Стоит отметить, что сценариста и режиссера картины, уроженца Клайпеды Руслана Бальтцера, вряд ли можно отнести к молодому непросвещенному поколению. 38-летний товарищ рос и среднеобразовывался в период СССР. Поэтому довольно странно, что он мог не знать, как живут соседи по социалистической коммуналке. Что уж говорить о продюсере Андрее Киме, который появился на свет вообще в 1963 году? Кроме того, он являлся кадровым офицером Вооруженных Сил России еще с советских времен. Так как же расценивать подобное «творчество» со стороны сих товарищей: заказ, небрежность, шалость?

Мы уже давно привыкли снисходительно относиться к трактовке жизни на постсоветском пространстве со стороны американского Голливуда. Помимо нашумевшего одиозного «Бората», так сказать, казахстанская тема звучала в целом ряде американских картин. В частности, в одной из серий «Лары Крофт» губастая Джоли прибыла в Казахстан вызволять из тюрьмы одного из своих потенциальных соучастников в спасении мира. При этом на фоне сибирских пейзажей казахстанская тюрьма представляла собой смесь замка Иф и ГУЛАГа и охранялась китайского вида солдатами в форме образца Советской Армии времен очень далекого поствоенного социализма. Зато заключенные были сплошь блондинистые, креативно татуированные (никаких тебе «крестов» или « Не забуду мать родную»), накачанные… американцы. Была еще картина «Роллер-бол», где кровавые схватки в выдуманном жестоком виде спорта проходили в… Таразе (тогда еще Джамбуле). Правда, голливудский Тараз на реальный мало был похож. Стоит ли говорить, что до сих пор российская жизнь в голливудском формате зачастую представляет собой компактное существование сплошь бандитов и проституток в соседстве с пьяными белыми медведями, обутыми в валенки и играющими на балалайках посреди промерзшей Красной площади. И подобные версии в самой России, как правило, встречались всегда довольно бурно, вызывая либо откровенное раздражение, либо знаменитое «Ну тупыыыыыыыыыыые…»

 

Альбина Ахметова

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz