Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Депутатский запрос Премьер-министру: «Болашак» — теория и практика

Дата: 24 февраля 2011 в 17:01 Категория: Новости политики

Депутатский
запрос Премьер-министру: «Болашак» — теория и практика


 


Астана, 23 февраля, Дом
Мажилиса. На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским
запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Ирак Елекеев:


 «Поводом для беспокойства послужили
многочисленные статьи в газетах, жалобы со стороны стипендиатов программы
«Болашак» на проблему трудоустройства после получения высшего образования за
рубежом.


После
проведенных бесед с выпускниками программы «Болашак» и небольшого анализа по
поводу их проблем, вот к чему я пришел.


Около 30 тысяч
казахстанских студентов обучаются за рубежом. Сегодня президентская программа «Болашак»
— это бренд. Не сдают позиций в списке образовательных симпатий Великобритания,
США, Франция и Германия. Учебные заведения этих стран привлекли наших ребят
качеством обучения по техническим специальностям. И это вполне резонно —
хорошие «технари» в Казахстане сейчас на вес золота. Следует отметить, что
более 50% стипендиатов направляются именно на технические специальности.


Сотни парней и
девушек отправляются за океан, чтобы получить престижное образование, вот только
возвращаясь домой обладатели дипломов «с акцентом» нередко на первый план
ставят амбиции и поэтому, на мой взгляд, остаются без работы. Строить карьеру с
нуля, имея оксфордский диплом, по их мнению, несерьезно. Да и некоторые
работодатели «стесняются» брать на работу таких «высокородных» специалистов.


Трудоустройство
«болашаковцев» на сегодняшний день, на мой взгляд, является актуальной
проблемой, так как государство тратит огромные деньги на их обучение и должно
получить полную отдачу от своих вкладов в интеллектуальное будущее страны.
Каждый стипендиат обязан внедрить полученное образование и опыт в экономику
страны, в частности, именно в промышленное производство, нефтегазовую отрасль и
новые технологии.


Необходимо
вспомнить, как направлялись на работу специалисты в советское время.
Проводилась огромная пропагандистская работа, направленная именно на то, чтобы
молодые специалисты работали в производстве на местах. Помнится мне, что даже
специалисты, получившие образование в престижном Институте «Нефти и газа имени
Губкина», направлялись помощниками бурильщиков в нефтегазовую отрасль в
регионах. И в этом не было ничего зазорного.


Сегодня же
«болашаковцы» хотят работать только в Астане или Алматы на управленческих
должностях.


На мой взгляд,
Правительству необходимо перенять опыт советского периода и вести ту же
пропагандистскую работу и говорить о пользе выпускников на местах, а при
необходимости даже направлять их туда.


Иностранные
компании привлекают зарубежных специалистов, ссылаясь на отсутствие таковых в
Казахстане, хотя думаю, что наши стипендиаты ничуть не хуже иностранных
специалистов. Необходимо объяснить «болашаковцам», что на всех управленческих
должностей не хватит. И на такие должности могут претендовать специалисты,
получившие опыт непосредственно на производстве.


Также считаю
необходимым вести активную работу с работодателями, чтобы они отдавали
предпочтение молодым специалистам, получившим образование за рубежом, нежели
иностранным специалистам. Также большой вклад могут внести и неправительственные
организации в выходе из сложившейся ситуации путем проведения различного рода
ярмарок вакансий с привлечением выпускников и работодателей.


Еще одним из
выходов считаю возможным создание повсеместно различного рода технопарков, в
которых молодые специалисты реализовали бы свои возможности путем создания
новых изобретений, которые можно в последующем продавать. За пример можно взять
«Всесоюзное общество рационализаторов» в советское время.


Из вышеизложенного
следует, что ничего нового создавать не надо, нужно просто поднять опыт
советского периода и внедрить его с учетом нынешних реалий и без особых затрат.


В целом, несмотря
на приведенные недостатки, целесообразность «Болашака» не вызывает сомнений. Но
сейчас стоит задача реанимации изначального предназначения программы –
содействие действительно талантливой молодежи в получении отличного образования
за рубежом для последующего служения Родине. Здесь нужно кардинально
пересмотреть весь процесс отбора и механизм практической отдачи от инвестиций.
В частности, это касается ужесточения условий по компенсации затраченных
средств в случае, если стипендиат на оправдал надежды, а также отработки по
возвращении в республику, в том числе по месту прописки, а не только в Астане
или Алматы.


Сфера
применения знаний и умений, полученных за счет государства, должна быть строго
регламентирована и распланирована в соответствии с потребностями республики.
Наконец, коль скоро речь идет о формировании класса высококвалифицированных
кадров, при этом взращенных в духе патриотизма, необходимо внести строгий ценз
на знание будущими стипендиатами «Болашака» государственного языка –
казахского.


Уважаемый
Карим Кажимканович, какие работы проводятся Правительством в решении
сложившейся ситуации. И что планируется еще сделать, чтобы помочь стипендиатам
программы «Болашак» реализовать полученное образование и опыт в престижных
учебных заведениях мира?».


 (Жигер
Байтелесов, Сауле Бапакова -74-63-05. Фото Жаслана Куспанова. www.parlam.kz. Распространено Пресс-службой
Аппарата Мажилиса Парламента РК)


 


 



Сайт Парламента Республики Казахстан

По сообщению сайта Meta · новости дня