Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Феллини: модель для сборки

Дата: 24 февраля 2011 в 18:51

Феллини: модель для сборки

На выставке «Феллини. Гранд-парад» в Мультимедиа-арт-музее личность и судьба великого кинорежиссера подвергнуты всестороннему изучению. Вместо линейной биографии здесь предложен экспозиционный паззл, по мере складывания которого зритель получает шанс по-новому воспринять давно знакомые фильмы.

Жанр «выставок про кино» не назовешь простым. Не вполне даже понятно, что именно должно быть положено в их основу. Ведь кинематограф сам по себе является искусством синтетическим, в котором вроде бы и так должно содержаться все, что подразумевал автор. А если и требуются к фильмам какие-то комментарии, то их удобнее выразить словами — в книге, например, нежели посредством визуальных образов. Но все же Сэм Стурдзе, куратор из Лозанны, рискнул подобраться к творчеству Федерико Феллини именно с экспозиционной стороны.

Без вербальных комментариев здесь, конечно, все равно не обходится, однако упор все же сделан на изображения — и движущиеся, и статичные.

Большую подмогу оказывают куратору рисунки самого Феллини: как известно, в молодости он работал журнальным художником и это увлечение сохранил на всю жизнь. Скажем, на выставке можно видеть фоторепродукции его рисунков из так называемой Книги сновидений (по совету психоаналитика режиссер на протяжении тридцати лет педантично изображал свои сны). Ну и, само собой, нельзя было в таком проекте обойтись без фрагментов кинокартин: их видеопроекции крутятся в залах повсеместно. Однако двух названных компонент для целей Сэма Стурдзе было явно недостаточно. Он привлек куда более широкий материал, включающий документальные кадры, фотохронику, газеты, журналы, киноафиши. Найдется даже образец такого экзотического теперь, а некогда крайне популярного жанра, как фотороман — прообраз нынешних телесериалов. Словом, куратор хотел создать визуальный контекст, в котором плоды творчества Феллини воспринимались бы органично. А для пущего анализа весь этот материал разбит на своего рода главы, каждая из которых посвящена какой-то грани личности маэстро.

Уточним: личности не столько внешней, социальной, сколько внутренней.

Это можно назвать коллекцией наваждений и навязчивых образов, каковых у Феллини в картинах встречается немало. Разделы так и называются: «Цирк», «Ужины», «Парады», «Проститутки», «Морские чудовища», «Гротески» и т. п. Куратор не без оснований полагает, что никакие фантазмы, никакие знаковые эпизоды и выразительные типажи не появлялись в картинах Феллини просто так, по прихоти. Вернее, так: гениальные прихоти рождались из действительности. Потому-то с таким старанием в экспозиции изучаются и сопоставляются с их экранным перевоплощением некоторые факты, имевшие место в реальной жизни.

Например, посредством фоторепортажей и газетных публикаций восстанавливается сцена стриптиза, устроенного некой молодой актрисой в римском ночном клубе.

Этот случай вдохновил Феллини на соответствующий эпизод в «Сладкой жизни». Имеются и другие документальные подтверждения того, что фантазии нередко опирались на впечатления от реальности. Взять хотя бы эпизод из той же «Сладкой жизни», когда статуя Иисуса, несомая вертолетом, проплывает над головами изумленных горожан — такая история произошла на самом деле. А если чего и не было взаправду, то следы полуреальных происшествий все равно оставались на страницах желтой прессы. В частности, на юного Федерико произвели неизгладимые впечатления статьи в местных газетах, где сообщалось, что в окрестностях Римини выловлена гигантская рыба-луна. Синефилы непременно вспомнят про подобную сцену в одном из фильмов.

Такой «разбор полетов» легко мог бы превратиться в занудство, но куратор все же старался соблюдать меру.

Некоторые темы затронуты лишь косвенно: скажем, привязанность Феллини к экранным фрикам и уродцам обозначена коллекцией фотографий, которые оставляли режиссеру многочисленные претенденты на эпизодические роли. Среди них хватало людей с экстравагантной внешностью, и эти фото маэстро никогда не выбрасывал. Пунктиром прослежены и непростые отношения Феллини с телевидением — на примере пародийных рекламных роликов, которые он любил вставлять в свои ленты... Короче говоря, зритель здесь имеет дело с подобием вивисекции, но вивисекции любовной, не стремящейся к дискредитации былого творческого процесса. Предложенный паззл так или иначе собирается в общую картину под названием «мир Феллини», которая нисколько не противоречит привычному пониманию. Зато в ходе сборки этого паззла испытываешь целую череду увлекательных моментов, и некоторые из них способны дать толчок к переосмыслению давно знакомого. Надо полагать, ради этого и затевался нынешний эксперимент в жанре «выставка про кино».

По сообщению сайта Газета.ru