Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

МАШИНЫ ВНЕ ВРЕМЕНИ

Дата: 24 февраля 2011 в 20:20

Алан Байтенов

Постепенно все, что находится вокруг нас, переходит на новый уровень — приобретает статус массового продукта, обыкновенной единицы и теряет свою харизму. Виной всему относительно новая политика производителей — зачем делать истинно качественную вещь (закладывать двойной запас прочности и сделать все, чтобы она не устарела морально), когда можно навязать свою волю и вынудить покупать все чаще. Это относится ко многим направлениям, в том числе и к автомобилям. На последних остановимся подробнее

Конечно, за всю историю автомобилестроения, этот сектор породил массу запоминающихся моделей. Сегодня все их вспомнить не получится. Но чтобы разговор был предметным, предлагаем пробежаться по некоторым моделям, представленным на нашем рынке.
Конечно, современные автомобили приобрели новый качественный статус — стали намного доступнее. Естественно, это дало возможность приобрести свободу движения каждому второму. Правда, вместе с этим автомобиль потерял во многом. Например, линию в дизайне кузова (именно ту, что держит весь облик и на поиск которой может уйти даже год и несколько миллионов условных единиц), в качестве (материалы — всяческий композит. Это, как с заменителем кожи — фактура похожа, а тепло утеряно), в техническом плане (зачем делать автомобиль дороже, внедряя сложные системы, например, в ходовую часть — мы сейчас говорим о массовом авто — если срок его службы (программа утилизации, высокие налоги и т.д.) примерно 5 лет), да и просто в долговечности (ведь заводы по производству запчастей также не должны стоять). Кто-то поспорит — мол, с таким подходом у автопроизводителей есть больше возможностей внедрять новые технологии и чаще выпускать новые модели. А в то же время нужны ли они нам? Мы, конечно, не призываем остаться во вчерашнем дне, но и против того, чтобы нас подсаживали на покупательскую иглу, от которой выигрывают все — автопроизводитель, дилер, банки, но никак не покупатель. Да, сегодня автомобиль (если он рассчитан на массу) уже не передашь по наследству — не доживет или попросту потомки не поймут. И он, конечно, не соберет клуб почитателей и любителей, так как безлик и сер. Кстати, качество сборки тоже является показателем — часто авто может войти в историю исключительно по этому показателю.
147-я «Альфа» — «свой» облик потерять сложно Модельный ряд
Свои воспоминания начнем, пожалуй, с премиум-сегмента. Старый добрый Mercedes-Benz. Сколько он создал за свою историю интересных автомобилей и не счесть. Но вспомнить хотелось бы кузов W126 (в первую очередь потому, что он был в ходу у нас) — просто «дипломат» или «крокодил». Этот автомобиль (снятый с производства в 90-х), можно сказать, уже получил статус классического. Кстати, его возможно заказать новым и сегодня, правда, стоить он будет дороже современного флагмана этого производителя в самом дорогом классе S. Кстати, небольшие компании до сих пор работают над усовершенствованием дизайна W126. Что не совсем оправданно — он настолько выверен, что редко кому удается что-то улучшить. Но сам факт все же говорит об исключительности этой модели. Не зря его называют последним Mercedes-Benz, который можно было купить на всю жизнь. На смену ему пришли другие, может быть, более шикарные, но от индивидуальности и фантастической надежности не осталось и следа. Была даже такая байка: производители кусали локти — как же мы сделали такой автомобиль, который все время на ходу? Невыгодно же — запчасти не идут, заводы стоят.
Вспомним также англичан. Например, Land Rover или Jaguar. До определенного времени они были своего рода показателем и синонимом словосочетания «английское качество». Обидно — именно на их долю выпала «честь» разрушить это понятие. На это повлияло многое, но более всего — долги (все же некий эксклюзив и однозначно более дорогое производство) и смена хозяев. Land Rover пошел по рукам — сначала BMW, потом Ford, а сейчас индусы со своим TATA. Как следствие — огромные долги, спад качества и, конечно же, снижение покупательского интереса. Тем самым, Land Rover и Jaguar — марки, которые некогда славились своей надежностью, последние три года замыкают рейтинги самых нестабильных авто. Правда, серьезно выросли продажи запасных частей — видимо, новая политика производителя.
LR Defender — уехать одно, а вот вернуться...
Кстати, эта модель 90-х как раз и не давала повода для сомнений и тревог Вспомним еще кое-кого. Например, Saab. Где же та модель, что называлась Saab 9-5 Aero? Он был редок, может быть, поэтому и доступен (непопулярные авто у нас, как правило, чрезвычайно дешевы), но обладал притягивающей силой, как истребитель. В нашем случае истребитель скуки. Сравнение, на наш взгляд, самое удачное — в свое время компания работала над самолетами. Может быть, он и не владел самой яркой внешностью, зато демонстрировал идеальную сбалансированность — ничего лишнего, идеально выверенные пропорции. Кстати, именно эта модель Saab более других ассоциировалась с самолетами, и это подчеркивал производитель. Отсюда и название Aero и салон не как у всех — больше напоминает кокпит пилота, особенно ночью, когда светится панель приборов. В общем, самолет, может быть, даже и не совсем гражданского назначения. Почему? Да потому что этот автомобиль был также отлично энерговооружен — стандартного двигателя хватало на то, чтобы «прохватить» как следует, при этом оставив позади себя более дорогих собратьев по классу. Жаль, но автомобили этой марки, несмотря на все свои очевидные плюсы, не смогли остаться на плаву. Долги чуть не погубили Saab. Кстати, эти автомобили были также представлены официально в Казахстане. Однако несколько лет назад центр, что располагался в Алматы, был закрыт.
Alfa Romeo. О, это отдельная итальянская песня. Особенно популярны до недавнего времени на нашем рынке были модели Alfa 156, Alfa 164, Alfa 166 или малышка 147-я. Вообще, автомобили этой марки называли и называют доступными Ferrari. Так и есть, преимущественный цвет красный и при этом «чистая» Италия. Имея уникальный дизайн (пусть и не самый высокий уровень надежности, но это никогда не останавливало истинных ценителей марки — клубы любителей постоянно расширяются), каждая новая модель остается в памяти надолго, стоит только увидеть. Но, несмотря на всю уникальность, эту марку у нас постепенно забыли. Конечно, были некоторые претензии по качеству, но согласитесь, ведь даже самый надежный механизм «убьет» отсутствие официального сервиса. Поэтому, придя в Казахстан в 90-х, марка, к сожалению, не смогла закрепиться. «Альфа» не смогла стать массовым автомобилем и это, по всей видимости, ее судьба.

Куда без классики? «Жук» он и в Африке «Жук» Новое слово
Отдельная история с внедорожниками. Обидно — чем моложе автомобиль этого класса, тем он дальше от своих корней — легендарных Willys и Land Rover первой серии. Да что там говорить, даже российский автопром, который не отличается большим желанием модернизировать свой модельный ряд, уподобился зарубежным конкурентам. Взять брутальный УАЗ, который тоже пошел по пути «усовершенствования» конструкции в ущерб качеству. Старый добрый 469-й (ныне Hunter) получил новые мосты, которые значительно уступают своим предшественникам на пересеченной местности. Зато они лучше ведут себя на... асфальте. А УАЗ 469 — это, в первую очередь, спецтехника. Потерял он и в надежности — новый мост приобрел пластиковые шкворни, деталь точек опоры поворотного кулака переднего моста. Не важно, в общем, где и как это работает, важно другое — теперь узел стал более капризен и в принципе не подходит для суровых условий эксплуатации.
Подобная ситуация наблюдается в этом классе у всех производителей — истинные «джипы» сдали очень сильно. И переориентированы производителем на другое соотношение: 30 процентов — вне дорог и 70 процентов — асфальт. Такой подход ознаменовал создание нового суперпопулярного класса — кроссовер. То есть и не полноценный внедорожник и не легковой автомобиль. Но покупатель, конечно, не без стараний рекламных отделов принял такое решение с удовольствием.

Знаменитая панель Saab — чем не приборы самолета? Статистика
«сходов»
Потеря надежности автомобилей — «модная» тенденция нынешнего времени. Обратимся к специальным рейтингам. Так, по данным за последние 3 года, в среднем на 100 автомобилей приходится примерно 215 поломок в год. Хотя 15 лет назад эта цифра находилась на уровне 135 поломок в год на то же количество автомобилей. Еще одно неприятное открытие по результатам исследования цифири — сильно пострадало качество в премиум-сегменте. И это еще раз подтверждает, что производители отошли от некогда традиционной политики.
Сегодня большинство моделей приобретаются благодаря тому «запасу прочности», что был наработан до 2000-го года. На этом построены все рекламные проекты — вспоминаются спортивные заслуги марок и моделей или индивидуальное качество и харизма. При этом «современики», как правило, имеют мало общего со своими предками. Некоторые могут возразить — массовое не может быть интересным по своей природе. Но стоит вспомнить, например, Ford Mustang. Именно те модели, что выпускались с 1964 по 1973 год, все же остались в истории и сегодня являются желанным экспонатом автомобильных коллекционеров. При этом было выпущено более двух миллионов штук. Или Volkswagen Beetle первого поколения. Казалось бы, крайне дешевый и распространенный автомобиль, но ведь ему оказалось под силу связать несколько эпох.
И в наше время попадались интересные экземпляры (что-то мы уже перечислили), правда, некоторые из них, к сожалению, не выдержали конкуренции. Понятно, что массовость автомобилей подарила нам свободу передвижения, но в то же время украла у нас нечто большее — ощущение индивидуальности и чувство владения настоящей вещью. При этом прочно подсадила на потребительскую иглу, гипнотизируя якобы модными тенденциями и новыми технологиями. Новая эпоха создала новый миф — мол, безоговорочно дешевое не может быть качественным и предыдущее поколение не может быть лучше последующего. С уверенностью можем сказать — качество сегодня регулируется и в нашем случае жестко держится в узде (современные техпроцессы позволяют сделать почти вечные вещи). Простой пример — ведь у заводов, что производят запасные части к авто, также есть прогнозы прибыли. Все же верно сказано — лучше последние дни старых технологий, чем первые — новых. С современной политикой автогигантов это выражение сегодня получило новый смысл...

По сообщению сайта Новое поколение