Астрономы будут наблюдать за «рождением» планеты в реальном времени

Дата: 24 февраля 2011 в 21:41

Ученые обнаружили свидетельства формирования новой планеты, происходящего практически в режиме реального времени. Две статьи исследователей с описанием новых данных опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.

Планеты образуются вокруг светил из газопылевого диска, который остается после формирования самой звезды. Под воздействием гравитации материл диска «слипается» в комок, который постепенно увеличивается в размерах. Нарождающиеся планеты обращаются вокруг звезды, собирая на себя остатки пыли и газа. Таким образом в диске вокруг светила образуются кольцевые «проплешины».

Эта стадия эволюции планетных систем длится очень недолго (по астрономическим меркам), поэтому засечь ее непросто. Авторы новой работы анализировали данные, полученные на интерферометре массива телескопов VLT (Very Large Telescope — Очень Большой Телескоп) в Чили. Ученые наблюдали звезду Т Хамелеона, удаленную от Земли на расстояние 350 световых лет. Это очень молодое светило — по оценкам специалистов, его возраст составляет около семи миллионов лет (для сравнения, Солнцу сейчас больше 4,5 миллиарда лет).

Исследователи обнаружили вокруг Т Хамелеона газопылевой диск — его внутренний край удален от звезды примерно на 20 миллионов километров. На расстоянии одного миллиарда километров от светила в диске находится кольцевидная «проплешина», которая, с высокой вероятностью, была оставлена формирующейся планетой или же коричневым карликом (этим термином называют объекты, масса которых больше массы планет-гигантов, слишком мала для запуска реакций термоядерного синтеза, характерных для звезд).

Определить, какой именно объект обращается вокруг Т Хамелеона, ученые пока не могут — современная техника пока не позволяет видеть все планеты непосредственно. Хотя несколько раз специалистам удавалось это сделать. Кроме того, астрономы даже смогли напрямую получить спектр внесолнечной планеты.

По сообщению сайта Подробности.ua