Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Зачем нужен диалог вузов с работодателями

Дата: 25 февраля 2011 в 13:12

Кадровый потенциал, высококвалифицированные специалисты — эти словосочетания мы слышим постоянно. А вот как выбрать специальность, которая позволит найти работу, чаще всего мы не знаем.

Извечные вопросы: как трудоустроиться, как выбрать специальность, которая станет делом жизни, как сделать образование ориентированным на реальные запросы рынка труда — всё это обсуждали на круглом столе, прошедшем в пресс-центре «АиФ-НН».

Выбирая образование, думаешь только об одном, куда с ним возьмут на работу. Как отметила Елена Перенкова, консультант отдела начального профессионального образования министерства образования Нижегородской области, в ответе на этот вопрос нужно исходить из специфики региона. Наша область сильна своей промышленностью и научным потенциалом, сельским хозяйством и социальной сферой. Приоритетные направления развития экономики региона прописаны в Стратегии развития региона до 2020 года. Поэтому и нужно готовить соответствующих специалистов с учётом перехода экономики на инновационный путь развития.

— Региону нужны технические кадры — квалифицированные инженеры, техники, рабочие, — говорит эксперт. — Современное высокотехнологичное автоматизированное производство требует работников с образованием не ниже среднего профессионального.

— Рынку труда всегда требуются квалифицированные специалисты, — подчеркнула Наталья Соловьёва, заместитель директора кадрового агентства «Персоналцентр». — К примеру, 10 лет назад не хватало юристов и экономистов — все вузы начали их готовить. Теперь рынок завален такими выпускниками, а хорошие специалисты всё равно в дефиците. Я считаю, что перспективный сотрудник — это человек с глубоким базовым профильным образованием, а также со знанием иностранного языка и, возможно, с дополнительной квалификацией.

— Около 40% работодателей предпочитают соискателей с высшим образованием, — подчеркнул Игорь Барбашов, руководитель проекта «Работа.ру». — Год от года растёт процент руководителей, отдающих предпочтение специалистам с дополнительным образованием.

«Высшее образование обязательно нужно», — думают родители. И направляют своих детей абы куда, лишь бы в вуз. Но, воспринимая «вышку» как статусное образование, они не видят задатков в детях, которые по окончании учебного заведения теряются на рынке труда.

— Подчас после получения первого высшего образования возникают проблемы с трудоустройством, и многие идут за вторым высшим, — говорит Юрий Воронков, декан факультета очно-заочного отделения Нижегородского государственного лингвистического университета.

На второе высшее сейчас даже больший спрос, чем на первое. Многие получают два образования параллельно. Поэтому подготовка идёт по большому спектру специальностей.

По словам Татьяны Новокрещёновой, замдекана факультета управления и предпринимательства Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского, университет уже многие годы активно поддерживает общемировую тенденцию построения общества, основанного на знаниях. Дополнительно к традиционным формам обучения учебный процесс организован с учётом возможностей и потребностей студентов-заочников.

— В последние годы всё больше студентов работают или параллельно учатся ещё в одном учебном заведении, времени у них катастрофически не хватает, а если ещё и в пробках стоять, добираясь до места учёбы... — говорит Татьяна Новокрещёнова.

— Прежде всего важно качество образования, — считает Владислав Бородачёв, проректор ННГАСУ. — Родители должны понимать, что не имеет смысла гнаться за престижными столичными вузами — все возможности есть в Нижегородской области.

По мнению проректора, с новой системой многоуровневого высшего профессионального образования все дороги открыты: получив степень балакавра, выпускник вуза, желающий в вузе преподавать, может оттачивать свои знания в магистратуре и аспирантуре. Или, если планирует работать в производственной сфере, — выбрать программу дополнительного профессионального образования. Здесь представлен широкий спектр специальностей, востребованных на рынке труда в данный момент, так как учебные программы ДПО очень динамичны и быстро реагируют на современные запросы работодателей.
В согласии
с работодателем
Как считает Владислав Бородачёв, программы подготовки профильных кадров должны более эффективно разрабатываться и реализовываться вместе с работодателями.
Учёбные заведения стремятся активнее сотрудничать с предприятиями. Ведь выпускникам придётся трудиться в конкретных организациях. И именно по запросу работодателя можно наиболее эффективно не только подготовить, но и трудоустроить выпускника. По словам Елены Перенковой, ярким примером продуктивного сотрудничества учебного заведения и работодателя являются учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования — здесь не откроют новую специальность или профессию, не проанализировав нужды предприятий.
— В Нижегородской области развитию системы среднего профессионального образования уделяют большое внимание, — поясняет эксперт. — В модернизацию учебных заведений вкладываются средства, в том числе работодателей. На базе нижегородских колледжей и лицеев созданы 7 уникальных ресурсных центров для подготовки кадров высокотехнологичных производств, где обучение осуществляется с применением новейших технологий (в том числе 3D).
По мнению экспертов, действительно не стоит недооценивать систему начального и среднего профобразования. Выпускник, закончивший училище и техникум, идёт в вуз осознанно, он уже имеет базовые навыки, знает профессию. Образуется непрерывный образовательный цикл, который позволит выпускнику успешно трудоустроиться.
— Нам необходимо налаживать диалог системы образования с конкретным работодателем, — резюмирует представитель минобразования. — Мы все должны создавать условия, при которых из наших учебных заведений будут выходить востребованные специалисты.
— Нам действительно катастрофически не хватает узкопрофильных специалистов, — подчеркнула Ольга Никифорова, начальник управления по персоналу Волго-Вятского филиала X5 Retail Group. — А тезис, что лучше брать на работу «чистый лист» и обучать сотрудника всему на месте, не актуален. В этом вопросе мы активно сотрудничаем с учебными заведениями. В наших магазинах проходят практику будущие специалисты, трудоустраиваются выпускники. 90% всех директоров магазинов начинали карьеру с продавцов и кассиров.
 

По сообщению сайта Аргументы и Факты