Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

СЭЗ могут стать серьезным стимулом для развития экономики Армении — независимый эксперт

Дата: 25 февраля 2011 в 13:52 Категория: Новости экономики

Создание свободных экономических зон (СЭЗ) в Армении давно стало необходимостью. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил руководитель аналитического центра «Альтернатива», доктор экономических наук Татул Манасерян. Будучи одним из инициаторов законопроекта о предоставлении Армянской ССР особого экономического статуса еще в конце 80-х годов прошлого столетия, Манасерян считает, что наличие локальных СЭЗ в стране, особенно в малоразвитых приграничных ее регионах, станет серьезным стимулом для роста армянской экономики.

«После спитакского землетрясения 1988 года для скорейшего устранения последствий в зоне бедствия рабочая группа с моим участием представила концепцию создания СЭЗ в Армении. В июне 1990 года Верховным советом СССР был принят закон о создании в Армении особой экономической зоны, который, однако, в силу дальнейших событий, остался на бумаге, — отметил экономист. — После приобретения Арменией независимости в 1991 году работы по этому направлению были продолжены, правительству страны были представлены новые пакеты с предложениями о создании локальных СЭЗ, но сопротивление некоторых сил помешало реализации этих проектов», рассказал эксперт.

По словам Манасеряна, в экономической политике развивающихся стран должен быть дифференцированный подход по отношению к различным субъектам экономики, с пониманием, что не все могут нести одинаковую налоговую ношу. «Для сравнения, в Китае, экономика которой по темпам развития находится на самых высоких ступенях, зоны свободной экономики насчитываются сотнями, в соседней Турции также существуют десятки СЭЗ», — сказал эксперт. Как он добавил, создание СЭЗ может иметь только позитивное воздействие на развитие экономики, если, конечно, они будут основаны на правильных расчетах. Что касается опасений по поводу того, что СЭЗ могут стать прибежищем для недобросовестных налогоплательщиков, то, по мнению экономиста, в небольшой экономике Армении нетрудно будет контролировать ситуацию. «Теоретический риск всегда существует, но если налоговые органы в состоянии бороться с тенью на уровне мелких предпринимателей — владельцев ларьков, то в единичных зонах свободной торговли или производства тем более легко будет взять под контроль деятельность зарегистрированных субъектов», — сказал Манасерян.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, правительство Армении планирует в ближайшем будущем создать в стране свободные экономические зоны. «Законопроект по обеспечению формирования режима СЭЗ внесен повестку весенней сессии Национального собрания, и если парламент одобрит законопроект, первые две зоны свободной торговли на территории завода «Марс» в Ереване и аэропорта «Звартноц»; реально могут начать работу к концу 2011 года», — заявил 12 февраля журналистам министр экономики Армении Тигран Давтян. Он сообщил также, что еще две зоны свободной торговли планируется расположить на территории компании Epygi Labs в Ереване и в Гюмрийском технопарке.

Свободная экономическая зона представляет собой отдельную территорию внутри страны, где местным и иностранным производителям или торговцам предоставляются определенные привилегии, в основном, на начальном этапе разворачивания бизнеса. Основным эффектом СЭЗ является то, что развивается местное производство, создаются дополнительные рабочие места, увеличиваются инвестиции, происходит улучшение макроэкономических показателей страны. Единственным негативным показателем при наличии СЭЗ в стране, является отрицательный баланс между налогами и ВВП.

По сообщению сайта REGNUM