Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Для западных рынков ваши показатели роста кажутся ...

Дата: 25 февраля 2011 в 15:41

По мнению многих аналитиков, у отечественного рынка платежных карт огромный потенциал. Их количество в стране за последние 10 лет увеличилось более чем в 8 раз и достигло 8,5 млн. Региональный менеджер Visa по странам СНГ Александр Калита рассказал «&» о тенденциях и перспективах развития карточного сектора в Казахстане.

– Александр Николаевич, насколько популярны сейчас банковские карты у населения Казахстана?

– Мы видим огромный потенциал развития рынка банковских карт в Казахстане. Особый интерес наблюдается к картам для физических лиц, что важно для развития банковской розницы. С точки зрения макроэкономики в Казахстане укрепляется и повышается уровень жизни населения, одновременно с модернизацией страны растет интерес к современным банковским продуктам. В корпоративном секторе те предприятия, которые прежде не использовали карты, начинают осознавать, что это необходимо и удобно.

– С какими проблемами сталкивается этот вид бизнеса в нашей стране?

– Любой бизнес сталкивается с вопросами, решение которых открывает еще больший потенциал для его развития. Я называю такие вопросы не проблемами, а точками роста. Среди них развитие финансовой грамотности и дальнейшее укрепление доверия к банковской системе. После недавних потрясений на мировом финансовом рынке люди могли побаиваться оставлять деньги в банках. Последним необходимо снова зарекомендовать себя в качестве ответственного финансового института, которому можно доверять. Второй важный вопрос – это выраженный дисбаланс в пользу операций снятия наличных через банкоматы при незначительной доле транзакций по оплате товаров и услуг. В первую очередь это объясняется историческими особенностями развития рынка банковских карт в Казахстане. Он начал формироваться с массового выпуска зарплатных карт, большинство из которых поначалу использовалось только для снятия наличных. Среди других проблем, препятствующих дальнейшему успешному развитию карточного бизнеса, можно назвать недостаточное развитие платежной инфраструктуры и ее неравномерное региональное распределение.

– Каков уровень проникновения платежных карт на казахстанском рынке?

– Сегодня в Казахстане наблюдается активный рост рынка безналичных платежей. Практически каждый второй житель страны имеет банковскую карту. По данным Нацбанка РК, в октябре прошлого года количество эмитированных карт на территории Казахстана составило 8,5 млн штук. Однако наличие карты не обязательно говорит об ее регулярном использовании в торговой сети. Как я уже сказал, пока большинство воспринимают карту в первую очередь как зарплатную, предназначенную для снятия наличных.

– Какова доля оплаты по картам и доля операций по снятию наличных сегодня?

– По статистике Нацбанка, в ноябре 2010 года доля оплаты по картам в торговых сетях составила 15% от общего объема по операциям с банковскими картами в Казахстане. Это хороший показатель для страны, принимая во внимание активные темпы роста использования карт для оплаты товаров и услуг казахстанцами. Рост же общего количества транзакций за ноябрь 2010-го по сравнению с ноябрем 2009-го составил 16,3%. При этом рост количества и суммы безналичных платежей за сравниваемые периоды составил 27,5 и 30% соответственно. Для западных рынков такие показатели кажутся просто немыслимыми. В Европе привыкли, что темпы роста составляют 3-5, максимум 7%. Тем не менее хотелось бы обратить внимание на то, что в европейских странах потребители используют карты для безналичной оплаты товаров и услуг значительно чаще. Если в Казахстане в среднем на одну карту приходится три-четыре операции по оплате товаров и услуг в год, то, например, во Франции – более 70 операций.

– Чего ждать держателям платежных карт в наступившем году?

– Сегодня рынок банковских карт перешел в стадию, когда финансовые институты работают над качественным наполнением продуктов и услуг. И эта тенденция сохранится.

– Каковы планы развития бизнеса Visa в Казахстане?

– Здесь можно выделить три основных направления. Первое – активация дебетового портфеля, а также повышение финансовой грамотности населения. Второе – развитие сети приема карт и торгового эквайринга. Третье – развитие премиального сегмента карт. По всем этим направлениям мы активно работаем с нашими банками-партнерами и приветствуем конкуренцию, от которой потребители только выиграют.

Айгуль Касенова

№6-25.02.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть