Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Подвижки с «недвижкой»

Дата: 25 февраля 2011 в 15:41

Спрос на коммерческую недвижимость начал расти

За последние четыре года коммерческая недвижимость в Алматы подешевела втрое. Сейчас средняя цена за «квадрат» элитной недвижимости в городе составляет $2658. Эксперты называют ситуацию на рынке купли-продажи недвижимости нестабильной и прогнозируют увеличение спроса на коммерческую недвижимость, а также сокращение предложений со стороны девелоперов.

По данным агентства «Абсолют», средняя цена коммерческой недвижимости класса А в Алматы снизилась на 4,8% по сравнению с декабрем 2010-го и в настоящий момент составляет $2658 за 1 кв. м. По мнению представителя агентства Романа Костенко, главным событием на рынке коммерческой недвижимости южной столицы является «пробуждение» рынка во втором полугодии 2010 года. «С наступлением осени заметно повысился интерес к объектам коммерческой недвижимости со стороны покупателей. Основной спрос находится в ценовых пределах до $1 млн за объект – это небольшие магазинчики, кафе, рестораны площадью до 300-400 кв. м», – сказал он «&». По его информации, объем спроса на торговые площади сегодня меньше предложения. «Среди покупателей пользуются спросом торговые точки в местах с хорошей проходимостью в центре города, в структуре спроса их доля приближается к 40%», – сообщил г-н Костенко.

Востребованность в Алматы коммерческой недвижимости классов «элит» и «бизнес» объясняется тем, что за время кризиса цены на данные классы недвижимости значительно снизились, сказал «&» Евгений Гриханов, гендиректор ТОО «Глобал Девелопмент» (компания предоставляет комплексные профессиональные услуги в области девелопмента и коммерческой недвижимости). «К примеру, приобретение помещения при наличии долгосрочных надежных арендаторов рассматривается как источник не только сохранения средств, но и получения пусть небольшого, но стабильного дохода», – отметил он. В текущем году, добавил собеседник, в строительстве новых бизнес-центров в Алматы нет смысла, зато есть смысл уже сегодня задуматься о строительстве новой недвижимости класса А, только уже с более качественной отделкой, современными инженерными системами и развитой инфраструктурой.

Г-н Гриханов считает, что прошлый год был более оживленным для рынка казахстанской коммерческой недвижимости, нежели 2009-й. «Основные тренды – стабилизация и постепенное восстановление спроса. В феврале 2011-го мы сдали в аренду последние квадратные метры в нашем бизнес-центре класса А «Парк Вью», этот факт и подтверждает тренд стабилизации ситуации. Хотя еще в августе 2010-го у нас был очень высокий показатель вакантных площадей в данном бизнес-центре. Пока еще рано говорить о дефиците площадей, но отложенный спрос явно существует, и со временем рынок недвижимости перейдет в фазу роста спроса», – подчеркнул глава «Глобал Девелопмент».

В ближайшие годы, по оценке г-на Гриханова, ожидается рост рынка недвижимости. «Обращение арендаторов к владельцам растет, тогда как последние два года спрос был достаточно низким. Относительно бизнес-центров могу сказать, что в 2011 году не будет резкого всплеска спроса», – уверен он. По его словам, строительство качественных торговых центров, качественных складских комплексов, развитие логистики – перспективные направления для внешних инвестиций в Казахстане. «Однако в данном случае речь идет скорее о строительстве, а не о покупке готовых объектов. Обязательно нужно внимательнее смотреть на каждый регион Казахстана отдельно, так как где-то существуют лишние квадратные метры, которые были построены под влиянием докризисного роста», – предупреждает собеседник.

Г-н Гриханов также сообщил, что начало 2011 года отметилось возросшим интересом со стороны как арендаторов, так и покупателей к объектам недвижимости, в частности коммерческой. «Достигший ценового дна в прошлом году, рынок коммерческой недвижимости все чаще рассматривается как средство вложения накоплений. Как результат, мы можем наблюдать активность, которую отмечает не только «Глобал Девелопмент», но и представители других агентств недвижимости. Если в летний период 2010-го клиенты искали, присматривались, приценивались, то сегодня можно наблюдать конкретные сделки по недвижимости. За последние шесть месяцев мы снизили долю вакантных площадей в своих бизнес-центрах более чем в 2 раза», – констатировал г-н Гриханов.

Спрос на коммерческую недвижимость в Казахстане остается большим, однако неудовлетворенным, считает главный маркетолог ТОО «SBS Group» Светлана Обухова. «Тенденция отложенного спроса продолжает оставаться актуальной. Отложенный спрос не может находиться в замороженном состоянии годами, поэтому, несомненно, спрос должен родить предложение. В настоящее время спрос на недвижимость увеличивается, а предложение со стороны девелоперов сокращается», – говорит она «&». По ее словам, основную массу в объеме предложения создают объекты площадью свыше 1 тыс. кв. м, тогда как основной спрос расположен в сегменте мелких офисных объектов площадью до 500 кв. м. «Объем предложения продажи торговых площадей в Алматы в январе 2011-го составил более 38 тыс. кв. м, что по сравнению с декабрем больше на 22,5%. В 2010 году ежемесячный объем выставленных на продажу торговых площадей не превышал в среднем 25 тыс. кв. м, к концу года наметилась тенденция роста предложения, которая проявилась и в январе», – сообщила г-жа Обухова.

При этом качественную недвижимость предлагают не так много агентств, подчеркивает собеседница. «Девелоперам необходимо работать над качеством услуг, предоставляемых арендаторам. Крупные международные компании необходимо привлекать качественным сервисом. К примеру, сегодня, насколько мне известно, одна из корейских компаний планирует зай­ти на отечественный рынок. Если на местный рынок будут заходить иностранные игроки и местные компании будут увеличивать оборот, то их будут интересовать качественные площади классов А и В, а значит, сегмент будет востребован», – убеждена г-жа Обухова. По ее словам, предложения объектов площадью свыше 1 тыс. кв. м можно условно назвать «неликвидными в ближайшей перспективе». «В настоящее время, – отметила она, – не наблюдается активного спроса на столь крупные объекты стоимостью порядка $10-20 млн, многие из которых находятся в залоге. Судя по опыту, даже при наличии заинтересованного покупателя переговоры по окончательным условиям сделки могут продолжаться до года и более».

В свою очередь директор ТОО «Центр коммерческой недвижимости» Руслан Тлеужанов считает, что сегодня, несмотря на стабилизацию рынка недвижимости, наблюдается тенденция «сужения» бизнес-сообщества. «С точки зрения рентабельности, бизнесменов становится меньше, так как нет свободных денежных средств», – сказал он «&». По его мнению, основные факторы, влияющие на ситуацию на рынке, это «массовое строительство бизнес-центров в 2006-2009 годах, кадровый голод, значительное снижение деловой активности и, как следствие, снижение спроса как на покупку, так и на аренду офисных помещений». «Рынок недвижимости действительно перешел в фазу стабилизации. В течение прошлого года наблюдалась в среднем ровная ситуация с объемами спроса и предложения, цена не совершала значительных взлетов и падений, в конце года наметился тренд на повышение. Сегодня нет предпосылок для резкого изменения ситуации на рынке недвижимости», – резюмировал г-н Тлеужанов.

Айгуль Касенова

№6-25.02.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть