У необычного астероида Клеопатра обнаружили спутники

Дата: 25 февраля 2011 в 19:00

Астрономы из Франции, США и Бразилии подвели итоги наблюдений астероида 216 Клеопатра, выполненных в конце 2008 года, сообщает журнал Icarus.

Астероид был обнаружен в XIX веке австрийским астрономом Иоганном Пализой, а десять лет назад учёные выяснили, что этот объект имеет необычную вытянутую форму с утолщениями по краям и напоминает кость. Его длина — около 217 километров, что позволяет ему находиться в группе относительно крупных астероидов.

В 2008 году 216 Клеопатра занял удобную позицию неподалёку от Земли, и авторы постарались извлечь из этого максимальную пользу. Получить действительно качественные снимки помогла система адаптивной оптики телескопа Кек II.

При обработке изображений исследователи уточнили некоторые характеристики астероида, но самым важным результатом стало обнаружение двух его спутников диаметром 5-10 километров. Совсем недавно Комитет по номенклатуре малых тел при Международном астрономическом союзе утвердил предложенные обозначения сателлитов; внешний теперь носит название Алексгелиос, а внутренний — Клеоселена. Стоит напомнить, что Александр Гелиос и Клеопатра II Селена были детьми Клеопатры и Марка Антония.

Тщательное изучение спутников и их орбит позволило оценить общую массу системы — (4,64 ± 0,02)•1018 килограммов. После этого астрономы вычислили плотность вещества астероида — (3,6 ± 0,4) грамма на кубический сантиметр — и определили, что внутри него есть пустоты, занимающие от 30 до 50 процентов объёма. В этом нет ничего необычного: крупные астероиды 87 Сильвия, 90 Антиопа, 121 Гермиона и 22 Каллиопа также имеют «пористую» структуру.

По сообщению сайта Подробности.ua