Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Цена на бензин в России становится социальной

Дата: 25 февраля 2011 в 19:00 Категория: Общество

Хотя, казалось бы, мировой рынок диктует иные условия: нефть в связи с последними событиями в мире стремительно дорожает, а значит, должен дорожать и розничный продукт, из этой нефти получаемый, отмечают, в свою очередь, «Известия».

Но сыграло свою роль вмешательство российских властей. Как мы помним, 9 февраля премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по итогам работы ТЭК в 2010 г. заявил о необходимости скорректировать цены на топливо. «Даю поручение ФАС незамедлительно начинать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо».

Основные претензии регуляторов коснулись зимнего дизельного топлива и авиационного керосина, в последние месяцы 2010 г. подорожавшего на 20%. По версии ФАС, основной причиной роста цен стало падение производства авиационного топлива на фоне одновременного сокращения объемов поставок авиакеросина на внутренний и внешний рынки. В ведомстве также отметили и дефицит дизельного топлива на внутреннем рынке, связав его с 25%-м увеличением экспорта в октябре-ноябре прошлого года.

Первыми на это отреагировали частники. «Поставки дизельного топлива зимнего осуществлялись ТНК-ВР в период с октября по декабрь 2010 г. только на внутренний рынок — из общего объема производства в 445,8 тысячи тонн на внутренний рынок было поставлено 445,3 тыс. тонн, а на экспорт направлено 0,5 тыс. тонн (0,1%). Поставки на внутренний рынок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 21%», — говорится, в частности, в заявлении компании ТНК-ВР. При этом, отмечает ТНК-ВР, рост цен на российских АЗС удалось сдержать, несмотря на потерю части рентабельности в данном канале сбыта.

Вместе с тем цены в «бензиновом» сегменте, как указано выше, значительно снизились, что вполне вписывается в понятие социальной ответственности бизнеса с учетом ситуации на рынке. А бензин, действительно, в настоящее время стал таким же социально значимым товаром, как, к примеру, продукты питания, отмечают эксперты.

«Если взять среднестатистическую российскую семью из 4 человек со средним доходом 17 тысяч рублей в месяц, то, если в этой семье есть машина, мы увидим, что около 10% семейного бюджета тратится на бензин. Разве это возможно? На мой взгляд, здесь нужна четкая линия государства», — говорит президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль.

Так или иначе, дальнейшего снижения цен на бензин ждать, увы, не приходится. «Мировые процессы приводят к тому, что цена нефти не снижается, соответственно и объективных причин для дальнейшего снижения цены на нефтепродукты нет», — цитируют «Известия» директора Русского топливного агентства Сергея Цукасова. Но и на данный момент цены уже вернулись к уровню ноября 2010 г., а если вспомнить о том, что в этом году была увеличена ставка акциза, и исключить этот фактор, то к более ранним уровням. При этом если инфляция в 2010 г. составила 8,8%, то рост цен на бензин — всего 6,5%.

Остается добавить сюда повышенную нагрузку на нефтяников, связанную с весомым процентом отчислений в российский бюджет. «Скажем, в Штатах совокупное налогообложение на нефтянку процентов 15 примерно, а у нас — 50 с лишним, — заявил он. — Отсюда мы берем доходы в бюджет и финансируем социальные программы, программы, связанные с оборонкой, и так далее», — отметил премьер Владимир Путин во время своей «Прямой линии» в декабре прошлого года.

«У нас приняты изменения в Налоговый кодекс, которые устанавливают индексацию и увеличение акцизов ежегодно в течение нескольких лет. В 2011 году к акцизам добавляют еще 1 рубль за литр. Плюс на акциз накручивается НДС. Это приводит к тому, что у нас в этом году на 2 тысячи рублей за тонну увеличилась нагрузка на бензин и дизтопливо. И увеличение будет еще в 2012 и 2013 годах. Поэтому неизбежно цены будут расти», — объясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.

Получается, что, с одной стороны, от нефтяной отрасли ожидают все больших поступлений в госбюджет, с другой — цены на бензин, ставший сегодня социально значимым товаром, не могут формироваться исключительно из рыночных предпосылок, резюмируют «Известия».

По сообщению сайта YTRO.ru