Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Архитектура потянулась к топору

Дата: 25 февраля 2011 в 19:50

Архитектура потянулась к топору

Название выставки «Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде» в Музее архитектуры имени Щусева говорит само за себя. Базовым материалом для экспозиции послужили фотографии Уилла Прайса, снимавшего памятники деревянного зодчества по всему миру. В пандан к старине предлагается современность.

«Дерево» и «древний» не зря однокоренные слова. Лес в качестве строительного материала использовался, что называется, испокон веков. Многие каноны классической архитектуры обязаны своим появлением именно этому материалу – вспомнить хотя бы о мраморных колоннах античного ордера, прообразом для которых послужили обычные бревна. Дерево служило человечеству верой и правдой тысячи лет, но вроде бы кончилась теперь его эра. Уже и в сельской местности строят все больше из кирпича или бетона.

На память о былом остались разве что редкие образцы деревянного зодчества – редкие хотя бы потому, что материал недолговечен.

Однако, если присмотреться, реальное положение дел обстоит не совсем так, как кажется. То есть насчет раритетности старинных деревянных строений все правильно, их действительно не так уж много на планете. А вот что касается завершения эры деревянного строительства, то здесь все не столь уж очевидно. В последние годы эта специфическая отрасль переживает что-то наподобие ренессанса. Архитекторы возвращаются к дереву отчасти из ностальгии, отчасти из соображений экологии, отчасти просто потому, что уж больно красив и пластичен этот материал.

Собственно говоря, на сочетании современных трендов со всевозможной архаикой и построена интрига выставки «Параллели».

Идея проекта возникла у куратора Николая Малинина после знакомства с альбомом Archutecture In Wood Уилла Прайса (кстати, эта книга в 2006 году вышла и на русском языке). Английский архитектор с почти маниакальным упорством объезжал все мыслимые края, чтобы запечатлеть образчики деревянных строений разных народов. Эти фотографии и послужили основой выставки, однако сделана она все же не в ретро-стиле. Снимки Уилла Прайса сопоставлены с кадрами других фотографов, в том числе и российских, чьи камеры были нацелены уже на сегодняшние объекты. Образовалось несколько десятков экспозиционных пар в формате «старое и новое». Причем соединены эти фотографии не абы как, а вполне концептуально. Скажем, под маркировкой «Силуэт» соседствуют норвежский деревянный храм и жилой дом в Голландии, под грифом «Угол» фигурируют интерьеры традиционного тайского жилища и «загородного дома г-на В.» в Подмосковье.

И так далее. Те самые «параллели» из заголовка проведены совсем не банальным способом: в ряде случаев надо приложить интеллектуальные усилия, чтобы обнаружить взаимосвязь между двумя объектами.

Но это и неплохо, нельзя же все разжевывать до кашеобразности.

Надо полагать, в кураторскую задачу не входило воспевание «старой» или превозношение «новой» архитектуры. Здесь заявлен аналитический взгляд на феномен деревянного зодчества – и в частности, на заимствования из прошлого. Иногда они выглядят намеренными до стилизации, как, например, реализованный проект культурного центра в Новой Каледонии. Эта примечательная работа Ренцо Пьяно, автора парижского Центра Помпиду, недвусмысленно перекликается с формами традиционного жилища канаков. Отследить подобную преемственность не означает кого-то разоблачить: в архитектуре с оглядкой на прежние каноны работали издавна, еще до всякого постмодернизма. Гораздо любопытнее обнаружить не сам факт заимствования, а то, как именно это заимствование происходит.

Что берется и подвергается переосмыслению, что отбрасывается в качестве излишества, что досочиняется и т. п.

Названия кураторских мини-разделов типа «Шпиля», «Сруба», «Купола», «Складки», «Тектоничности» – это не более чем подсказки, которые всей наличной драматургии не исчерпывают. В любой из предложенных пар можно увидеть несколько больше взаимных пересечений, чем анонсированный общий признак. Но даже если и не углубляться в дальнейшие сопоставления, кураторских вех вполне достаточно, чтобы оценить многообразие деревянного зодчества. Действительно, на конец эпохи это мало похоже. Пусть даже выставка устроена в нарочито «упадочных» декорациях Флигеля-руины, ощущение от нее, скорее, оптимистическое. Совсем не обязательно ждет нас в будущем тотальное засилье «каменных джунглей». Похоже, дерево – это все-таки материал навсегда.

По сообщению сайта Газета.ru