Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

На «Сибирь» снизошел «Дух огня» // Итоги 9-го фестиваля кинематографических дебютов в Ханты-Мансийске

Дата: 28 февраля 2011 в 09:52 Категория: Новости культуры

9-й фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» завершился победой в международном конкурсе фильма Славы Росса «Сибирь. Монамур». Приз зрительских симпатий в российском конкурсе взяли «Выкрутасы» Левана Габриадзе. Из Ханты-Мансийска — АНДРЕЙ ПЛАХОВ. Выбор жюри во главе с Александром Миттой мог показаться неожиданным: ведь в конкурсе участвовали картины из Франции, Дании, Испании, уже имеющие профессиональную международную репутацию и фестивальные награды. Однако они оказались отодвинуты на второй план. Был и иранский фильм «Орион», снятый режиссером Замани Эсмати при поддержке опального Джафара Панахи (несколько лет назад посетившего Ханты-Мансийск в качестве члена жюри). К «Ориону» — драматической истории девушки, забеременевшей вне брака и ставшей жертвой репрессий, в том числе и со стороны собственной семьи,— было приковано особенное внимание. После долгих дискуссий о том, стоит или нет идти в русле фестивальной конъюнктуры (только что иранский фильм на близкую тему был награжден в Берлине), Гильдия кинокритиков решила все-таки отдать «Ориону» свой приз «Слон». Поощрительный диплом критиков достался фильму «Краски в темноте» — дебюту немки Зофи Хельдман, где европейские звезды Бруно Ганц и Сента Бергер играют семидесятилетних Ромео и Джульетту, перед лицом смертельной болезни добровольно уходящих их жизни. Главное жюри выделило из программы два латиноамериканских фильма. Приз «Бронзовая тайга» присужден перуанской ленте «Октябрь» (режиссеры Даниэль и Диего Вега Видаль): действие происходит в дни большого католического шествия, на фоне которого особенно рельефно проявляются странности жизни и природа милосердия. «Серебряная тайга» досталась картине «Цвета горы» колумбийца Карлоса Сезара Арбелаэса — о мальчишках, увлеченных футболом и детскими забавами, но попадающих — в буквальном смысле слова — на минное поле: в колумбийской провинции идет нескончаемая война. Не остались без наград и оба российских фильма, участвовавших в конкурсе. Один из них, «В субботу» Александра Миндадзе, уже прошел обкатку в Берлине и был встречен противоречиво — от восторгов до полного неприятия. Некоторые сделали вывод, будто это сугубо российский продукт, в силу своей эмоциональной системы шифров непонятный западной аудитории. Но в Ханты-Мансийске сложился другой контекст: подавляющая часть аудитории была российской, жюри возглавлял Александр Митта, а остальные его члены (актриса Эва Шикульска, оператор Иван Геков, режиссер Валерио Мьели, победивший год назад на «Духе огня» со своим российско-итальянским фильмом «Десять зим») были хорошо знакомы с нашей культурой. Тем не менее сказать, чтобы в оценке фильма Александра Миндадзе появилась однозначность, нельзя. У него есть свои поклонники, в нем масса достоинств: одно из них — дебют актрисы Светланы Смирновой-Марцинкевич — было отмечено актерским жюри и спонсорским призом от «Каррера и Каррера». В то же время от многих — и наших и не наших — приходилось слышать о том, что авторы «В субботу» переборщили по части субъективной «бегущей камеры». В результате вместо метафорического эффекта клаустрофобии возникает физический эффект усталости, а человеческая драма жертв чернобыльской катастрофы куда-то уходит. Жюри, присудив картине спецприз, отдало явное предпочтение другому российскому конкурсанту. Фильм-победитель назван «Сибирь. Монамур», и в этом названии — возможно, придуманном постфактум — отразилась вся эклектичная структура этой ленты. Она напоминает результат причудливой склейки двух (тоже достаточно эклектичных) фильмов — «Москва слезам не верит» и «Счастье мое». Во второй полнометражной работе Славы Росса чувствуется уверенная режиссерская рука, способная соединить вещи несоединимые с точки зрения вкуса. Здесь жесткий реализм идет рука об руку с надрывной мелодрамой, апология православия — с языческой символикой, матерная «чернуха» — со «светлухой». В брошенной деревне, затерянной в тайге, старик-праведник (его играет харизматичный Петр Зайченко, получивший актерский приз за эту роль) воспитывает мальчика, который напрасно ждет возвращения отца. Похожий на нашего премьер-министра капитан, прошедший две кавказские войны, сначала выглядит ублюдком, а потом оборачивается героем. Чистые душой проститутки, душегубы-бандиты, офицеры-садисты, одичавшие псы — только часть персонажей этой сибирской сказки, которая, как было сообщено на пресс-конференции, пленила самого Люка Бессона, купившего на нее прокатные права. Впрочем, вместо Канна мировая премьера фильма состоялась в Ханты-Мансийске — на молодом фестивале, который готовится встретить свое десятилетие.

По сообщению сайта Коммерсантъ