Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Банкам приходится тщательнее изучать бизнес заемщиков

Дата: 28 февраля 2011 в 11:50 Категория: Новости экономики

Пока рассчитывать на приток новых клиентов им не приходится, зато конкуренция за существующих предстоит серьезная. Конкурентные преимущества есть у тех банков, кто лучше сможет понять потребности клиента, предложить ему наи­более удобный вариант финансирования, а иногда даже помочь составить бизнес-план, уверены банкиры.

ОРИЕНТАЦИЯ НА КЛИЕНТА

Петербургская редакция РБК daily в середине февраля предложила представителям ведущих банков, работающих в Петербурге, поговорить о корпоративных стратегиях развития этого бизнеса в нынешних экономических условиях. Из беседы стало понятно, что ничего более умного, чем внимательное и чуткое отношение к клиентам, еще никто не придумал. Однако представителей частных банков всерьез беспокоит то, что клиентоориентированными становятся и банки с госучастием, в частности Сбербанк и группа ВТБ .

Агрессивная политика Сбербанка по наращиванию долей в тех секторах рынка, где раньше первую скрипку этот банк не играл, вызывает особенную тревогу у частных банков. Например, Сбербанк в по­следнее время начал активно развивать кредитование малого бизнеса. Осенью прошлого года был открыт первый центр для таких операций. По слова  заместителя председателя Северо-Западного банка Сбербанка России Алексея Кольчика, открытие такого центра способствовало росту кредитного порт­феля по операциям малого бизнеса на 220 млн руб. В планах Северо-Западного Сбербанка открыть четыре таких центра в Петербурге, по всему северо-западу их будет порядка десяти. «Филиальная сеть — это первое конкурентное преимущество банка», — полагает г-н Кольчик. Далее, по его мнению, следуют качество менеджмента и технологии, в частности информационные.

О значимости фактора развитой филиальной сети говорит и Райффайзенбанк. «Наличие эффективной системы региональных структур/подразделений позволяет нам, как федеральному банку, предлагать клиентам сквозное обслуживание, единую продуктовую линейку с едиными условиями и едиными стандартами обслуживания», — рассказывает директор регионального центра «Северо-Западный» Райффайзенбанка Александр Конышков.

СИЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Очевидно, что по эффекту масштаба госбанкам и ряду крупных частных банков более мелким финансовым организациям, как правило, противопоставить нечего (развитая филиальная сеть — удовольствие, доступное немногим). Поэтому основной поляной для конкуренции остается качество менеджмента и развитие технологий.

«Для нас стало удивительным, когда мы столкнулись с жесткой конкуренцией в регионах со стороны местных банков, которые готовы были снижать свои процентные ставки до 5—6%, работать себе в убыток ради получения контракта», — говорит зампред правления, руководитель корпоративного департамента банка «ВТБ Северо-Запад» Владислав Трофимов. Причем это были банки регионального уровня, из второй-третьей сотни рейтинга.

«Естественно, мы в такой гонке

участвовать не всегда готовы», — отмечает он.

Однако частным банкам подобное поведение их коллег не кажется дем­пингом. «В прошлом году в отличие от 2009 года уже нельзя было заработать на фондовом и валютном рынках, приходилось строить диалог с каждым клиентом индивидуально и разбираться в его потребностях, — объясняет вице-президент Международного банка Санкт-Петербурга Юрий Манулис. — И если в ходе такого диалога выяснялось, что клиенту нужны короткие деньги, это обусловлено спецификой его деятельности, то такому клиенту мы могли тоже предоставить короткие кредиты под 5—6%. Если же клиенту требуются более длинные ресурсы, то ставка будет либо плавающая, либо более высокая. Только за счет такого индивидуального подхода, комплексного анализа и тщательного управления рисками мы сохраняли и наращивали свою клиентскую базу».

«Конкурировать со Сбербанком и ВТБ вполне возможно, ведь у кредита помимо его стоимости есть и другие параметры, которые важны для клиентов», — оптимистичен управляющий петербургского филиала банка «Зенит» Алексей Елизаров. Одним из них является скорость принятия решения. «В зависимости от того, насколько быстро банк может принять решение, насколько оно будет удобно клиенту в отношении обеспечения или каких-то иных юридических тонкостей, и формируется его преимущество», — говорит г-н Елизаров.

«Доходит до того, что мы помогаем строить бизнес, вести бухгалтерский учет, — развивает мысль коллеги управляющая филиалом АМТ Банка Елена Троицкая. — Формирование сделки, но, естественно, в сегменте немассовом, — это полный индивидуальный пакет, как говорится, «индивидуальный пошив».

Необходимость более глубоко вникать в потребности клиентов вынуждает менять организационную структуру банков. «Если раньше в банке была региональная модель управления, то теперь мы перешли к отраслевой, — говорит Владислав Трофимов. — У нас отраслевые директора, которые отвечают за конкретную отрасль или набор отраслей. Это, правда, выявило проблемы, связанные с подготовкой кадров. Найти финансиста, который к тому же понимает специфику определенных отраслей, — задача не из простых».

СНОВА КРИЗИС?

Очевидно, что на фоне активизировавшейся конкуренции возникает резонный вопрос, не наступит ли банковская система на те же грабли, что и в 2008 году, когда многие клиенты не смогли выполнить свои обязательства по кредитам. Единой точки зрения на этот счет нет. Например, предправления Банка БФА Денис Гумеров допускает повторение истории 2008 года: «Сейчас на дворе новая конкуренция, в этой битве некоторые банки уже переходят на старые стандарты».

Чтобы этого не произошло, банкам придется взять на себя несвойственную для них задачу и попытаться повысить уровень ответственности своих клиентов. «Вот, например, проходит тендер между банками, клиент требует максимально комфортных условий, — размышляет Татьяна Логинова, вице-президент, директор по корпоративному бизнесу филиала «Санкт-Петербургский» ОАО «Альфа-банк». — Но, добившись таковых от банка, он все равно сможет сорвать график выплат, не учтя всех возможных вариантов развития своего бизнеса: тут госконтракт сдвинется, там подрядчики не сдадут объект вовремя, и выплата кредита уже становится проблемой. Задача банков — сотрудничать друг с другом на уровне аналитических отделов, чтобы четко выявлять такие риски и указывать на них клиенту. Это позволит не допустить возникновения новых неплатежей».

Источник: РБК Daily

По сообщению сайта Банкир.ру