Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

СМИ: ТНК-ВР удалось сдержать рост цен на российских АЗС

Дата: 28 февраля 2011 в 17:10

Причиной снижения цен на бензин до прошлогодних отметок стало выступление премьер-министра Владимира Путина на совещании, посвященном результатам работы ТЭК в минувшем году, пишет сегодня, 28 февраля, «Комсомольская правда».

«Если взять среднестатистическую российскую семью из 4 человек со средним доходом 17 тысяч рублей в месяц, то, если в этой семье есть машина, мы увидим, что около 10% семейного бюджета тратится на бензин. Разве это возможно? На мой взгляд, здесь нужна четкая линия государства», — заявил «Известиям» президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. По его словам, стоимость бензина сегодня становится все больше социальной проблемой, поскольку для большинства россиян машина давно уже стала не роскошью, а средством заработка.

Впрочем, отмечает «Комсомолка», немалую роль здесь сыграло и понимание высокой степени социальной ответственности бизнеса крупными нефтяными компаниями. Но, как предупреждают эксперты, в условиях снижающихся цен на бензин автолюбителям необходимо быть особенно разборчивыми при выборе заправок.

«Стоимость бензина в нашей стране — величина не сугубо экономическая, — полагает «КП». — Судите сами: с 15 по 22 февраля 2011 года инфляция составила 0,2%. Тем временем за тот же период цены на автомобильный бензин снизились на 3%, фактически вернувшись к уровню ноября 2010 года. И это без учета поднявшихся ставок акциза, выросших тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и значительного, на 26,8%, увеличения мировых цен на нефть. Признают наличие особых факторов ценообразования и сами нефтяники: сегодня цены на своих заправках снизили все крупные нефтяные компании. К примеру, компания ТНК-ВР в течение нынешнего февраля снизила розничную цену бензина Аи-92 и Аи-95 в среднем на один рубль, а дизельного топлива — на 1,8 рубля. Также заметно упали отпускные цены на топливо у «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа».

«Поставки дизельного топлива зимнего осуществлялись ТНК-ВР в период с октября по декабрь 2010 года только на внутренний рынок — из общего объема производства в 445,8 тысячи тонн на внутренний рынок было поставлено 445,3 тыс. тонн, а на экспорт направлено 0,5 тыс. тонн (0,1%). Поставки на внутренний рынок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 21%», — говорится в письме компании ТНК-ВР. Кроме того, напоминает «Российская газета», ТНК-ВР удалось сдержать рост цен на российских АЗС. «ТНК-ВР увеличила цены на АЗС на дизельное топливо, как следствие роста крупнооптовых цен, но не на 10 400 рублей за тонну, а только на 5900. Компания сдержала рост цен на АЗС в регионах, проявив социальную ответственность и потеряв часть рентабельности в данном канале сбыта», — указывается в письме компании.

«Для ТНК-ВР социальная ответственность — не только своевременная выплата всех налогов в федеральный и региональный бюджеты, а это огромные суммы, но и помощь социально незащищенным жителям территорий, где работают наши подразделения, — отметили «Известиям» в руководстве ТНК-ВР. — Только за 2010 год социальные инвестиции компании превысили 1,4 млрд рублей». Все более социально ориентированной оказывается и ценовая политика нефтяников, подчеркивает издание. Так, с 7 по 18 февраля литр бензина Нормаль-80 на АЗС подешевел на 0,53 рубля, Регуляр-92 — на 0,97 рубля, Премиум-95 — на 0,79 рубля. В частности, ТНК-ВР в феврале снизила розничные цены на зимнее дизельное топливо в среднем на 1,6-1,8 рубля за литр, а также розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 в среднем на 1 рубль.

«Мы как никто другой понимаем важность обеспечения потребителей качественным топливом и поддержки прежде всего сельского хозяйства — ключевой отрасли для экономики страны», — отмечают в руководстве ТНК-ВР. В частности, отмечает «Российская газета», — по итогам прошлого года только в Саратовской области предприятиям АПК удалось сэкономить более 250 млн рублей, благодаря льготным поставкам топлива ТНК-ВР. «А в масштабах страны наша помощь сельхозпроизводителям составила около 900 млн рублей», — подсчитали в ТНК-ВР.

«Вслед за лидерами новые ставки приняли середнячки, — пишет «КП». — Понятно, что падение стоимости бензина и солярки на разных заправках было неравномерным. Впрочем, гнаться за слишком уж явной дешевизной все же не стоит — эксперты предупреждают, что неправдоподобно низкая цена, как правило, говорит о низком качестве продукта. Все специалисты рекомендуют заправляться на проверенных АЗС компаний-мейджоров. Ведь постоянное использование левого бензина, как утверждают автомеханики, сокращает срок службы двигателя в три раза. Как заметил на днях главный редактор журнала «За рулем» Игорь Моржаретто, выступивший в эфире радиостанции «Вести FM», на столичных заправках достаточно строго следят за качеством бензина, а вот в регионах можно нарваться на откровенный обман. «Я был в Самаре, смотрю, стоят заправки какие-то странные, где цена бензина в районе 18 рублей, правда, надо сказать, очереди у них тоже не наблюдалось, — рассказал эксперт. — Вы же понимаете, что не бывает бесплатного сыра в мышеловке».

«Черные списки» заправок, торгующих некачественным бензином, можно найти на интернет-форумах. Определить лучшие места для заправки еще проще. В свое время столичные власти решили поощрить производителей хорошего топлива и выдали АЗС, где продается качественный бензин, знак добровольной сертификации. Но лучше, не тратя времени на поиск поистрепавшихся наклеек, заправляться на станциях крупных нефтяных компаний, — уверено издание. — Расчет здесь прост. Как отмечает журнал «Автопилот», некоторые заводы практикуют переделку 92-го бензина в Аи-95, используя для этого метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Стандартами такая присадка не запрещена. Но теплотворная способность МТБЭ на 20% ниже, чем у бензина, а потому машина на такой смеси будет немного... «задумчивой». Крупные производители, как правило, такими добавками не злоупотребляют. А потому риск залить «коктейль» на их заправках сведен к минимуму. Неудивительно при этом, что даже в условиях роста цен спрос на топливо тяжеловесов планомерно увеличивался. «Поставки зимнего дизельного топлива ТНК-ВР с октября по декабрь 2010 года осуществлялись только на внутренний рынок — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они увеличились на 21%», — сообщили в компании. Ну а в этом феврале спрос на высококачественный дизель и вовсе зашкалил. Нехитрые правила выбора надежного источника топлива работают при любой рыночной конъюнктуре. Нынешнее падение цен на нефтепродукты — свершившийся факт. Но ждать дальнейшего снижения цен, по мнению экспертов, не стоит. Волнения в арабском мире, начавшийся подъем мировой экономики толкают вверх стоимость барреля нефти. А вслед за ним — по закону сообщающихся сосудов — увеличиваются отпускные цены российских НПЗ. К тому же нужно помнить о том, что именно нефтянка сегодня обеспечивает более половины доходной части госбюджета. А потому низкорентабельную нефтяную промышленность наше государство просто не может себе позволить».

«Тем не менее, — подчеркивает «Комсомолка», — эксперты убеждены, что рост цен на топливо — явление неизбежное, которое прекрасно могут контролировать и сами нефтяники. Цифры свидетельствуют о том же: скажем, по итогам прошлого года инфляция в нашей стране составила 8,8%, в то время как рост цены на бензин — всего 6,5%. «Мы, как никто другой, понимаем важность обеспечения потребителей качественным топливом и поддержки прежде всего сельского хозяйства — ключевой отрасли экономики страны», — отметили в руководстве ТНК-ВР.

«Мировые процессы приводят к тому, что цена нефти не снижается, соответственно и объективных причин для дальнейшего снижение цены на нефтепродукты нет», — отметил в интервью «Известиям» уверен директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов. Так, в четвертом квартале прошлого года розничные цены на нефтепродукты росли, несмотря на существенное увеличение нефтяниками поставок на российский рынок. Например, рост реализации нефтепродуктов ТНК-ВР на внутреннем рынке в этот период составил 700 тысяч тонн (более 25%) против аналогичного периода 2009 года.

С ним согласен президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша: «У нас приняты изменения в Налоговый кодекс, которые устанавливают индексацию и увеличение акцизов ежегодно в течение нескольких лет. В 2011 году к акцизам добавляют еще 1 рубль за литр. Плюс на акциз накручивается НДС. Это приводит к тому, что у нас в этом году на 2 тысячи рублей за тонну увеличилась нагрузка на бензин и дизтопливо. И увеличение будет еще в 2012 и 2013 годах. Поэтому неизбежно цены будут расти». По мнению Геннадия Шмаля, такая налоговая политика обусловлена исключительно тем фактом, что нефтяная отрасль дает до 55% доходов государственного бюджета.

Другой фактор, оказывающий влияние на ценообразование на топливо внутри страны, — цены на мировых рынках. «Сейчас действительно можно говорить о снижении цен на бензин, но не будем забывать, что наш рынок — это сообщающиеся сосуды с западным рынком, — отметил Сергей Цукасов. — И нефтяные котировки имеют тенденцию к повышению, но уж никак не к снижению. Соответственно и у нас нет никакого тренда к снижению, особенно, учитывая разницу между нашим рынком и зарубежными на транспортное плечо, на акциз, на тарифы, на экспортную пошлину». Все дело в том, что для внутреннего рынка в России используют котировки мировых бирж. «К сожалению, внутри страны мы не котируем нефть, а берем ту котировку, которая есть на мировых сырьевых биржах. Хотя и у себя внутри мы могли бы развивать биржевую торговлю — это тот инструмент, который позволил бы ориентироваться в ценообразовании», — считает Геннадий Шмаль.

«Итак, — резюмируют «Известия», — с одной стороны, от нефтяной отрасли ожидают все больших поступлений в госбюджет, с другой — цены на бензин, ставший сегодня, по сути, социально значимым товаром, не могут формироваться исключительно из рыночных предпосылок. Не стоит забывать и о том, что нефтяные компании, помимо бюджетных отчислений, также и самостоятельно финансируют ряд социальных программ или финансово участвуют в развитии тех или иных регионов. «ТНК-ВР ежегодно инвестирует миллиарды рублей в развитие регионов, где работает компания, а это и Сибирь, и Оренбург, и Центральная Россия», — отмечают в руководстве компании. «Сегодня выходит, что все остальные отрасли промышленности, а их больше 100, все вместе дают лишь 45% бюджетных поступлений. Разве это правильно? Надо расширять налооблагаемую базу, создавать рабочие места», — констатирует Геннадий Шмаль.

Эксперты уверены, что на фоне продолжающегося снижения цен на топливо тем более актуально выглядит вопрос о качестве продукции, предлагаемой потребителям. «ТНК-ВР вкладывает сотни миллионов долларов в развитие производства, чтобы дать потребителю топливо, соответствующее европейским экологическим нормам, — отмечают в компании. — Мы планируем инвестировать более 600 млн долларов в модернизацию НПЗ компании в Рязани, вложить более 300 млн долларов в новые проекты на Саратовском НПЗ — и это только часть крупномасштабной программы, принятой в компании».

По сообщению сайта REGNUM