Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Госкорпорации нужны модернизации

Дата: 28 февраля 2011 в 22:10

Госкорпорации необходимы для модернизации российской экономики, пришли к выводу аналитики правительства: нет смысла упразднять их и преобразовывать в ОАО. Ранее ликвидации госкорпораций требовал президент Дмитрий Медведев. А в Институте современного развития госкорпорации называли «квинтэссенцией слияния власти и бизнеса в путинском формате».

«При всех проблемах, которые есть у госкорпораций, если произойдет их поворот к приватизации или реформированию, то ситуация станет только хуже», – заявил директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий, представляя доклад «Государственные корпорации как элемент модернизации российской экономики», подготовленный по заказу аналитического центра при правительстве.

Сейчас в России существует семь госкорпораций – Внешэкономбанк (ВЭБ), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), «Роснано», «Ростехнологии», «Росатом», «Олимпстрой» и Фонд реформирования ЖКХ. Все они, за исключением АСВ, созданного в 2004 году, были образованы в 2007 году.

Понятие госкорпорации шире, чем организации, которые таковыми формально являются, подчеркнул начальник управления мониторинга и оперативного управления правительственного аналитического центра Мирослав Макстенек.

В первой половине 2000-х годов были созданы организации, которые, по его мнению, можно отнести к типу «промышленной госкорпорации» – это «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и несколько других.

Об упразднении госкорпораций впервые заговорили летом 2009 года. Тогда президент Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре и Контрольному управлению президентской администрации провести комплексную проверку. В шести из семи госкорпораций, за исключением «Росатома», Генпрокуратура выявила по несколько нарушений, основные из которых были связаны с необоснованно высокими зарплатами, премиями и бонусами, а также неэффективным и нецелевым расходованием средств.

Осенью 2009 года президент предложил часть госкорпораций ликвидировать, часть – перевести в акционерную форму, а часть – приватизировать. «Я считаю, что мы в какой-то момент выпустили из-под контроля создание государственных корпораций», – пояснил Медведев. По словам Кагарлицкого, они подверглись критике в основном из-за того, что большая часть корпоративных долгов лежала именно на госкорпорациях и госкомпаниях, из-за «громоздкой, неэффективной и бюрократизированной структуры», а также потому, что с ними связывают коррупцию и «лоббистские усилия» чиновников.

В докладе Института современного развития госкорпорации называли «квинтэссенцией слияния власти и бизнеса в путинском формате».

Зимой 2010 года в правительстве подготовили план реформы. «Роснано» стала акционерным обществом в конце 2010 года, «Ростехнологии» до 2014 года просуществуют как госкорпорация, а после будут реорганизованы в акционерное общество. Для «Олимпстроя» и Фонда реформирования ЖКХ законом установлены сроки работы – 2015 год и 2013 год соответственно. Для АСВ в Минэкономразвития хотели предусмотреть статус «юридического лица публичного права». Статус ВЭБ не определен – или акционерное общество, или юридическое лицо публичного права. Перспективы «Росатома» также не утверждены.

«Общество готовят к их приватизации, но это опасная тенденция, поскольку госкорпорации – это не результат произвола чиновников , это естественная и неизбежная стратегия для страны, пытающейся совершить модернизационный рывок», – уверен Кагарлицкий. По словам эксперта, если вопросы модернизации оставить частному капиталу, то национальной модернизации не произойдет. «Деятельность госкорпораций, при всех неудачах, представляет определенный потенциал модернизационного развития. История модернизационных рывков в Европе и Азии показывает, что их можно совершить с опорой на госсектор», – говорит Кагарлицкий.

По словам Макстенека, доклад – это начало цикла аналитических работ, посвященных госкорпорациям: «Пока не собираемся транслировать его куда-то дальше, но первые выводы уже можно сделать. Стратегии госкорпораций должны быть синхронизированы со стратегией модернизации. Сегодня это не так».

По итогам трех лет деятельности госкорпораций в России, говорят правительственные эксперты, можно заключить, что принципиальных отличий между корпорациями, существующими в форме ОАО и ГК, нет: «При анализе законодательства можно выявить радикальные отличия, однако, на практике они «нивелируются» инициативными действиями госкорпорации».

«Росатом» закончила этап стратегирования и переходит к этапу реализации задач, ОАК и «Ростехнологии» находятся на этапе стратегирования, одновременно решая отдельные задачи развития своих «дочек». ОСК находится в самом начале разработки стратегии – по отдельным признакам можно заключить, что в конце 2010 – начале 2011 годов производится «перезапуск» проекта, отмечают авторы доклада.

Мнения независимых экспертов расходятся. «Есть много форм и подходов к модернизации. Некоторые страны действительно использовали госкорпорации: в США работали квазигосударственные предприятия, в Чили был фонд похожий на «Роснано» и «Ростехнологии». В принципе и госкорпорация может работать, если хорошо работают управляющие органы (включая набсовет) и если она подотчетна обществу. Впрочем, в России с ее функциями отлично могут справиться фонды или госкомпании в форме ОАО», – говорит ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

Но нельзя увязывать успех модернизации с перспективой сохранения госкорпорации, говорит глава департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

«Это неправильно, главное – конкуренция, а не какие-то структуры: если инновации не будут аргументом в конкурентной борьбе, то это не будет модернизацией», – говорит он.

По сообщению сайта Газета.ru