Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Бизнес-сообщество заявляет о правовой несостоятельности законопроекта по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц

Дата: 01 марта 2011 в 06:41 Категория: Происшествия

www.atameken-kz.com, 28 февраля

Депутатам Парламента Республики Казахстан

В настоящее время в Мажилисе Парламента РК рассматривается проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц» (далее – законопроект).
Союз «Атамекен» неоднократно заявлял о серьезной обеспокоенности бизнес-сообщества данным законопроектом. Считаем, что его принятие в настоящей редакции принесет негативные последствия по следующим основаниям:
1. Подпунктом 7) ст. 1 законопроекта, Уголовный кодекс РК дополняется новой статьей 18-1, согласно которой, под юридическим лицом применительно к уголовному праву предлагается понимать организации, за исключением государственных учреждений и международных органов, осуществляющих свою деятельность на территории РК.
Данный подход не согласуется с определением юридического лица, предусмотренным ст.33 Гражданского кодекса РК (далее – ГК РК), согласно которому юридическим лицом признается организация, имеющая обособленное имущество и отвечающая этим имуществом по своим обязательствам, способная от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Применение для Уголовного кодекса особого от других отраслей права определения юридического лица (исключительно как негосударственной организации), фактически означает создание неравноправных условий в виде выведения государственных организаций и государственной собственности из-под ответственности, предусмотренной для негосударственных организаций и частной собственности.
Речь идет о заведомом ущемлении (дискриминации) законных прав частного сектора по сравнению с государственным.
Предлагаемое указанным законопроектом применение понятия юридического лица также не соответствует ст.21 Уголовно-процессуального кодекса РК, согласно которой правосудие осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом.
Более того, трактовка представленного законопроекта прямо противоречит Конституции РК, поскольку согласно п. 1 ст. 6 Конституции, в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.
2. Судя по названию законопроекта, его задачей являлось введение уголовной ответственности для юридических лиц. Однако, в официальном Прогнозе возможных экономических, социальных, правовых и экологических последствий действия принимаемого Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц», представленным разработчиком, прямо указано, что «учитывая, что юридическое лицо не может быть признано виновным, поскольку неспособно выражать свое субъективное отношение к совершаемому преступлению, так называемая «виновность» юридических лиц будет устанавливаться через виновность физического лица… При этом к уголовной ответственности будут привлекаться, как физическое лицо, непосредственно совершившее преступление, так и соответствующее юридическое лицо».
Таким образом, «виновность» юридических лиц планируется практически возлагать на физические лица (менеджеров или собственников), совершивших противоправные действия в интересах данного юридического лица.
В таком случае нарушается главный принцип правосудия: никто не может быть осужден иначе, как при наличии доказанной судом личной вины. Согласно законопроекту, виновным будет признаваться юридическое лицо, а нести уголовное наказание – физические лица (граждане), либо напротив: виновным признают физическое лицо, а ответственность будет возлагаться также и на юридическое лицо, которое, как признают сами разработчики в официальном «Прогнозе…», «неспособно выражать свое субъективное отношение к совершаемому преступлению».
Принципиально важно здесь то, что в обоих случаях предлагается узаконить привлечение к ответственности лиц, личная виновность которых не установлена ни одним судом, за преступления, совершенные другим лицом.
Необходимо отметить, что в действующей редакции Уголовного кодекса РК существует целая глава, предусматривающая ответственность граждан за преступления в сфере экономической деятельности, включая ответственность субъектов частного предпринимательства (Глава 7.). Кодексом РК об административных правонарушениях также предусматривается ответственность в области предпринимательской деятельности (Глава 14.), торговли и финансов (Глава 15.), налогообложения и налогоплательщиков (Глава 16).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданин может быть привлечен к ответственности, в том числе за действия по управлению юридическим лицом. И введение дополнительной так называемой «уголовной ответственности юридических лиц» приведет к дублированию санкций и двойной ответственности граждан за одно и то же правонарушение.
На практике это приведет к расширению возможностей по привлечению предпринимателей к уголовной ответственности в тех случаях, когда не имеется достаточных доказательств их личной вины, то есть к подмене конкретных доказательств личной вины гражданина – общими доказательствами неправомочности действий юридического лица; либо наоборот: подмене конкретных доказательств вины юридического лица – доказательствами неправомерности действий лица физического, при том, что речь идет о разных субъектах права.
3. Подпунктом 16) ст. 1 законопроекта, Уголовный кодекс РК предлагается дополнить новой статьей 39-1, согласно которому, к юридическим лицам могут быть применены следующие наказания: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью и/или ликвидация юридического лица.
При этом, необходимо учитывать, что в связи с требованиями указания основных видов деятельности юридического лица в его уставных документах, процедурами лицензирования и т.д., лишение права заниматься профильным видом деятельности (например, запрет строительной компании заниматься строительством, либо запрет мебельному цеху производить мебель и т.д.) фактически будет означать остановку и разорение предприятия, нанесение ущерба и потерю работы для всех его работников.
Применение таких санкций затрагивает интересы не только граждан, непосредственно принимавших решение в интересах данного юридического лица, но неизбежно приводит к нанесению ущерба интересам и других собственников и работников предприятия, не подозревавших о преступных действиях коллег и не способных нести за них ответственность.
Таким образом, за незаконные действия одних физических лиц, действовавших в интересах компании, понесут реальное материальное наказание (в виде лишения работы, доходов, либо их части) непричастные к этому правонарушению законопослушные граждане.
Не будучи признанными судом виновными де-юре, де-факто они становятся со-ответчиками подобных санкций, что крайне сомнительно с точки зрения правосудия.
4. Подпунктом 17) в ст. 1 законопроекта, действующую ст. 40 Уголовного кодекса РК предлагается ввести штрафы юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в следующих размерах:
«а) субъектам малого предпринимательства, – в размере от 5 000 до 100 000 МРП (от 7 560 000 тг. до 151 200 000 тг.) ;
б) субъектам среднего предпринимательства, – в размере от 10 000 до 300 000 МРП (от 15 120 000 тг. до 453 600 000 тг.);
в) субъектам крупного предпринимательства, – в размере от 30 000 до 500 000 МРП (от 45 360 000 тг. до 756 000 000 тг.)».
Для понимания несуразности данных предложений нужно учитывать, что согласно ст. 6 Закона РК «О частном предпринимательстве» субъекты предпринимательства делятся по следующим критериям:
Субъекты малого предпринимательства со среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000 МРП 90 720 000 тг.).
Субъекты среднего предпринимательства – со среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325 000 МРП (491 400 000 тг.).
Таким образом, применение предлагаемых штрафов приведет к незамедлительному разорению частных компаний любого уровня, так как они значительно превышают среднегодовую стоимость активов предприятий. К примеру, как субъект малого предпринимательства сможет уплатить штраф в размере 151 млн. тг., если максимальная стоимость его активов не превышает 90 млн. тг.?
Получается, что применение предложенных штрафных санкций равносильно остановке и разорению частных предприятий.
Кроме того, действующей ст. 48 Кодекса об административных правонарушениях РК, на сегодняшний день, для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены штрафы в размере от 5 МРП до 1 000 МРП, а для субъектов крупного предпринимательства от 20 МРП до 2 000 МРП.
Получается, предложенный законопроект предполагает увеличить существующие размеры штрафов от 100 до 1000 раз!
5. В 2010 году, Глава государства, в своем Послании четко обозначил вектор, по которому должна развиваться правовая политика нашей страны. Согласно поручению Президента РК, государству в том числе предстоит выработать комплекс системных мер по поэтапной гуманизации уголовной политики. Важной частью процесса гуманизации является де-криминализация права, то есть, сокращение оснований, по которым граждане могут привлекаться к уголовной ответственности, и их замена административными наказаниями.
5 февраля 2011 г., после проведенной огромной работы, вступил в силу Закон РК от 18 января 2011 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе». Данным Законом, в частности, исключена мера наказания в виде лишения свободы за преступления небольшой степени тяжести по ст.192-1 (совершение сделок без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность), ст.198 (заведомо ложная реклама), ст.218 (нарушения бух.учета и финансовой отчетности), ст.220 (незаконное использование средств банка), ст.221 (уклонение гражданина от уплаты налогов), и т.д.
В этой связи считаем, что введение новых видов и норм уголовной ответственности (в виде ответственности юридических лиц, ранее не являвшихся субъектом уголовного права, 100 — и 1000-кратного увеличения размера штрафов и т.д.), напротив, является попыткой расширения мер уголовного преследования и прямо противоречит поручению Главы государства по гуманизации уголовного права.
6. Уже сегодня для бизнес-сообщества совершенно очевидно, что реализация предложенного законопроекта повлечет серьезные финансовые и экономические последствия негативного характера.
В частности, расширение видов уголовной ответственности однозначно приведет к увеличению административной нагрузки на бизнес, расширению инструментов давления на предпринимателей, и как следствие – к снижению деловой активности и ухудшению бизнес-климата в стране.
Практическое применение мер уголовной ответственности юридических лиц в предложенном формате зачастую будет означать остановку, разорение и принудительную ликвидацию действующих компаний. Для таких компаний это означает:
— вынужденные простои оборудования и технологических линий, приведение их в негодность в результате демонтажа и разукомплектования (в том числе на предприятиях, профинансированных из государственных средств в рамках антикризисных программ и программы модернизации);
— увеличение количества и сроков процедур банкротства предприятий, судебных споров и исков по разделу их имущества;
— неисполнение контрактов предприятий, срыв производственных планов и падение оборотов бизнес-партнеров;
— прекращение выплат по банковскими кредитам такими предприятиями; ухудшение кредитного портфеля банков, рост объемов неработающих кредитов и замороженных средств банков по таким кредитам;
— сокращение и прекращение налоговых поступлений в бюджет по таким предприятиям;
— массовые сокращения рабочих мест на ликвидируемых либо ограниченно работающих предприятиях; увеличение государственных затрат на социальные пособия высвобождаемым работникам в связи с потерей работы и в связи с переходом их семей в категорию малообеспеченных;
— увеличение числа граждан (из числа собственников и менеджеров компаний), осужденных к уголовным наказаниям, рост государственных затрат на содержание заключенных в местах лишения свободы, и т.д.
Таким образом, введение уголовной ответственности юридических лиц имеет своим прямым следствием снижение государственных доходов (за счет сокращения налогооблагаемой базы), неэффективное использование государственных средств (вследствие остановки предприятий, получающих меры государственной поддержки в рамках Программы индустриализации и Дорожной карты бизнеса-2020) и увеличение государственных расходов.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», к направляемым на согласование проектам нормативных правовых актов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, в обязательном порядке должны прилагаться расчеты финансово-экономических последствий их принятия.
Однако при согласовании данного законопроекта разработчиками не сделано никаких расчетов его финансово-экономического воздействия. Приложенный к законопроекту «Прогноз возможных экономических, социальных, правовых и экологических последствий действия принимаемого Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц» не содержит ни финансовых, ни экономических расчетов.
Приведенные аргументы – лишь наиболее очевидные и концептуальные. Вместе с тем, по каждому из разделов рассматриваемого законопроекта имеются не менее важные и принципиальные возражения.
Уважаемые депутаты!
Принимая во внимание изложенное, считаем предложенный законопроект в данной редакции категорически неприемлемым. Вопрос об уголовной ответственности юридических лиц нуждается в более глубокой и комплексной проработке с привлечением специалистов из различных отраслей науки и практической экономики.
Просим не принимать указанный законопроект в настоящем виде и направить его на концептуальную переработку.

С уважением,
Перуашев А.Т., председатель правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен»
Кажкенов А.З., исполнительный директор Союза машиностроителей Казахстана
Попелюшко А.В., президент Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана
Ергалиев Т.Ф., председатель Правления Союза строителей Казахстана
Казбекова М., председатель ОО «Союз женщин-предпринимателей Казахстана»
Ажибаева Ж.Т., вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана
Даринов А.К., президент Союза фермеров Казахстана
Макалкин В.И., заместитель председателя Республиканского союза промышленников вторичной металлургии
Аханов С.А., председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана
Карапетян А.М., президент Союза виноделов Казахстана
Худова Л.Н., президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана
Беркман А.А., президент Ассоциации «МедФарм Казахстан»
Глухов А.Л., директор Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана
Лагода В.В., вице-президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана
Ашляев Х.С., председатель правления Союза потребительской кооперации Республики Казахстан
Радостовец Н.В., исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горнометаллургических предприятий Казахстана
Сактаганов М., президент Союза автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО)
Исин Н.К., президент Казахстанской ассоциации IT-компаний
Алшанов Р.А., президент Ассоциации высших учебных заведений РК
Глухов М.Н., президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Республики Казахстан
Абсеметов Д.Б., исполнительный директор Ассоциация предприятий химической промышленности Казахстана
Иса А.Ұ., исполнительный директор Мясного союза Казахстана
Терещенко С.А., президент Ассоциации пчеловодов Казахстана, председатель правления Международного фонда «Интеграция»
Койайдаров Н.В., заместитель председателя ОО «Карасайский Союз предпринимателей»
Жазылбеков Н.А., председатель правления Ассоциации предпринимателей Алматинской области
Аленов К.К., председатель совета Союза предпринимателей и работодателей Мангистауской области
Сейтжапаров Н., председатель Атырауская областная ассоциация предпринимателей и промышленников
Алдангаров Ж.Т., председатель Евразийской ассоциации предпринимателей
Евниев А.К., председатель центрального совета Национальной агропромышленной палаты Казахстана
Никитинская Е.С., генеральный директор Палаты финансовых и налоговых консультантов
Кудайбергенов М.Ш., президент Ассоциации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц «Тұран кәсіпкерлері»
Швайченко Ю.П., президент Восточно-Казахстанской ассоциации «Союз промышленников и предпринимателей»
Махмудова Ш.Д., директор Ассоциации «Центр малого бизнеса»
Дюсембинов Б.С., исполнительный директор ОЮЛ «Экономическая палата города Астаны
Виссарова Е.М., председатель Агро-Промышленной палаты СКО
Искаков Н.Ж., председатель правления ОЮЛ «Агро-Промышленная палата Акмолинской области»

По сообщению сайта Nomad.su