Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Эффективная альтернатива

Дата: 01 марта 2011 в 06:42

Нурлыбай ОМАРОВ, «Юридическая газета», 28 февраля

Подробнее об этом рассказывает Амирхан Аманбаев, заместитель министра юстиции РК.
— Амирхан Тапашевич, сколько всего судебных исполнителей в Казахстане? Какова процедура получения лицензии частных судоисполнителей?
— В настоящее время в республике время исполнения судебных актов осуществляют 1 502 государственных судебных исполнителя. Такого количества явно недостаточно, особенно если учесть, что ежегодно у нас на исполнении находится около миллиона исполнительных документов. Данная цифра постоянно увеличивается. По сравнению с 2009 годом нагрузка в минувшем возросла более чем на сто тысяч документов.
Порядок лицензирования деятельности частных судоисполнителей регулируется соответствующими правилами. Лицензия выдается лицензиаром в лице Комитета по исполнению судебных актов МЮ РК. Необходимым условием для получения лицензий является соответствие кандидата предъявляемым квалификационным требованиям. Для получения лицензии необходимо написать заявление и с приложением соответствующих документов обратиться в комитет. Перечень необходимых документов и дата начала приема заявлений будут опубликованы в СМИ и на сайте Министерства юстиции РК.
— Расскажите, пожалуйста, как строится работа частных судоисполнителей? Какими правами и полномочиями они обладают, какими инструментами воздействия на должников оперируют?
— Частные судоисполнители имеют равные права и обязанности с государственными, за исключением возможности исполнения документов, где одной из сторон выступает государство. Также отличием является то, что частные судебные исполнители вправе совершать действия принудительного характера (наложение ареста, изъятие имущества и др.) только с санкции суда, которая выдается на каждое такое действие отдельно. Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» от 2 апреля 2010 года предусмотрены дополнительные меры воздействия на должников судебными исполнителями, к примеру, такие как право временного ограничения на выезд должника из республики. То есть при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований исполнительного документа судебный исполнитель обязан вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Республики Казахстан.
Предусмотрена обязанность должника по предоставлению судоисполнителю информации о своем имущественном положении. Далее вся предоставленная должником информация проверяется судебным исполнителем. Предоставление недостоверных сведений или сокрытие имущества и доходов является основанием для привлечения должника к ответственности. Законодательством установлено, что его нахождение в розыске не является препятствием для обращения взыскания на его имущество.
Также по новому закону судоисполнитель может обратиться в суд о принудительной государственной регистрации за должником права собственности на недвижимое имущество, которое он умышленно или по другим причинам не оформляет на себя, чтобы уйти от исполнения исполнительного документа.
В новом законе предусмотрена норма, регулирующая и дающая судебному исполнителю возможность обращать взыскание на дебиторскую задолженность и имущественные права. Данный механизм будет особенно эффективен по исполнительным производствам, где сторонами являются юридические лица и предприниматели. Механизм заключается в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности от третьего лица в пределах суммы взыскания.
Существенное нововведение – введение института «астрэнта» (постоянно возрастающей пени). Так, законом установлена пеня за несвоевременное исполнение или неисполнение должником исполнительных документов о восстановлении на работе, а также обязывающих должника совершить определенные действия. Полагаем, что данная норма существенно повысит эффективность исполнения документов указанной категории.
— Как будет оплачиваться труд частных судоисполнителей? В зависимости от результата, то есть взысканных долгов, или от затраченных усилий и денег?
— Оплата деятельности частного судоисполнителя зависит от фактического результата его работы. Размер ее составляет десять процентов от взысканной суммы или десять МРП с физических лиц и двадцать МРП с юридических лиц по исполнительным документам неимущественного характера. При этом платит десять процентов не взыскатель, а должник. Как по старому, так и по новому закону об исполнительном производстве, судоисполнитель после исполнения судебного акта дополнительно взыскивает с должника в доход государства исполнительскую санкцию в размере десяти процентов. В случае исполнения документа частный судоисполнитель эту сумму получает в качестве оплаты своей работы. Поэтому новшество не ухудшает положения сторон исполнительного производства. Если исполнительный документ денежного характера исполнен частично, то частный судоисполнитель получает только часть вознаграждения, пропорциональную взысканной сумме.
Сумма оплаты деятельности частного судоисполнителя, уплачиваемая по окончании исполнительного производства в случае добровольного исполнения документа, составляет одну треть – тридцать процентов от полной суммы оплаты деятельности частного судоисполнителя. Расходы по исполнению, как и в случае с государственными судебными исполнителями, возмещаются за счет должника.
В последние годы в этой сфере было множество проблем. Законные решения судов не исполнялись.
В связи с этим Глава государства принял решение о передаче функции комитета от Верховного Суда в ведение МЮ РК. Это указывает на особую важность данного вида деятельности, призванного способствовать укреплению законности и дисциплины в государстве. Нынешний статус комитета и его территориальных органов позволяет полностью сосредоточиться только на исполнении судебных актов.
На сегодняшний день замечается тенденция существенного уменьшения количества жалоб, поступающих как в центральный аппарат комитета, так и в его территориальные подразделения. Такой прогресс в сфере исполнительного производства обусловлен правильными организационными мерами, принятыми в период реорганизации Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде РК и становления вновь образованного Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции РК и принимаемыми по сей день. В целях организации эффективной работы комитетом проведены следующие мероприятия:
— проведена массовая ревизия исполнительных производств;
— активизирована работа по проведению личного приема сторон исполнительного производства работниками органов исполнительного производства;
— ужесточены меры дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения при рассмотрении обращений по исполнительным производствам, вплоть до руководителя подразделения.
— Как в дальнейшем Министерство юстиции планирует работать в заданном направлении?
— Главным преимуществом частного исполнения является повышение профессионализма судебных исполнителей, это и будет являться одним из главных приоритетов дальнейшей работы Министерства юстиции. За допущение нарушений частный судоисполнитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и рискует потерять лицензию.
Дисциплинарными взысканиями, налагаемыми на частных судебных исполнителей, являются: замечание, выговор, строгий выговор; направление уполномоченным органом иска в суд о лишении лицензии частного судебного исполнителя.
В остальном вопросы дисциплинарной ответственности частных судоисполнителей регулируются трудовым законодательством РК с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

По сообщению сайта Nomad.su