Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Миллиарды на ветер

Дата: 01 марта 2011 в 06:42

Станислав НАМ, Сауле Кусаинова, Надежда Михеева, «Око», 25 февраля

Седьмой год строится база лыжного спорта с трамплинами в Щучинске. Семь миллиардов тенге уже потрачено, а надо еще восемь. Но это полбеды. Главное — возможны ли вообще тренировки и соревнования на трамплинах, тем более международные, в двацатиградусные морозы и при сильных ветрах и метелях?
Как сообщило на запрос «ОКО» Министерство туризма и спорта, в структуру базы войдут лыжно-биатлонная трасса, комбинированные трамплины и помещения для вспомогательных служб и спортсменов. По планам министерства, база будет работать как для профессиональных спортсменов, так и для всех желающих.
Впрочем, несмотря на заверения чиновников, профессиональные спортсмены, особенно зарубежные, в Щучинск могут не приехать еще из-за плохих погодных условий. Возьмем Кубок мира по прыжкам с трамплина. Его этапы проходят с ноября по март. Насколько известно «ОКО», они проводятся при средней температуре -5 градусов. А в Щучинске, по данным метеонаблюдений, температура колеблется зимой в районе -20-25 градусов. Также рекомендуемая скорость бокового ветра при прыжках с трамплина составляет не более 2 м/с. В Щучинске, по данным тех же метеосайтов, ветер дует со средней скоростью 3,5-4,5 м/с. На высоте полета прыгуна — еще больше.
С 2005 года республиканский бюджет выделял в среднем по 10% необходимых средств на финансирование строительства. Но в 2010 году объект в Щучинске вообще не получил ничего. Как сообщила «ОКО» начальник управления департамента инвестпроектов и госзакупок Министерства туризма и спорта Тана Абилькаева, это случилось из-за того, что потребовались дополнительные средства, в частности — из-за удорожания расходов на строительство. Заявка на выделение финансовой добавки, отправленная в бюджетный комитет, была отклонена. В таких случаях, согласно постановлению Правительства, должен быть соблюден ряд требований. В их числе — финансовая проверка эффективности уже использованных средств, а она так и не была проведена. Без экспертизы деньги бюджет вообще не выделил.
По некоторым данным, стоимость строительства первоначально составляла порядка 9 млрд тенге. Но тут началось подорожание всего и вся. Если в 2011 году денег опять не дадут, то кто знает, сколько в 2012 году бюджетных тенге попросят строители на завершение стройки. И вот еще детский вопрос. В 2005-2009 годы на строительство выделялось ежегодно по 10% от требуемой стоимости. А в 2011 выделяют оставшиеся 50%. Успеют ли зодчие помпезного сооружения достроить его? Трамплины, к примеру, отстроены только на 40%.
Создать лыжную базу такого масштаба предложил знаменитый лыжник Владимир Смирнов. Уникальность природы курортного края сама подсказала сюжет. К тому же здесь в свое время было много лыжников. При СССР на 50 000 населения Щучинска приходилось свыше 40 тренеров по лыжам и биатлону, все школы были оснащены инвентарем. Времена изменились, мастера-преподаватели разъехались, и будущими звездами практически некому заниматься. То же самое творится и по области, всего несколько точек на карте. Привлечь тренеров можно зарплатой и жильем, но это только мечты.
«Наверху» осознали, что идея с базой хорошая, выделили деньги и стали строить. Но как! Первая фирма, которая в 2005 году приступила к работе, напортачила на славу — в ход шел бэушный стройматериал. К счастью, компанию быстро заменили. Новые строители лыжной базы — албанская фирма — вначале до основания разрушили то, что сделали предшественники.
На территории базы есть уже гостиница на 200 мест, спортзал с бассейном, ресторан, пресс-центр, стрельбище для биатлона (впрочем, оно было здесь и раньше), лыжная трасса. Не завершена главная ценность базы — комбинированный трамплин на 125 и 90 метров и стадион. Трамплин находится на горе, на самом высоком месте. Пока же объект в Щучинске заморожен, строители сами несут охрану, основная часть уехала. Кстати, в Щучинске немало тех, кто трудился на этом объекте, но не получил до сих пор зарплату.
По словам заместителя начальника областного управления туризма и спорта Владимира Светличного, главное предназначение этой базы — соревнования мирового уровня — этапы Кубка мира и т. д. Но они проводятся не каждый день. А вот элементарных тренировочных баз — по пальцам перечесть. Их готовят в стране на востоке и в Алматы.
Новая база создала бы комфортные условия для подготовки новых чемпионов. В этом на 100% уверены главный специалист областного управления туризма и спорта Манарбек Жунусов и старший тренер по биатлону Геннадий Макаров. Своя лыжная база под боком — это как выигрышный билет. К тому же и встречать гостей мы можем до апреля, холода и снег позволяют. Жунусов и Макаров убеждены, что если деньги поступят вовремя, то в этом году все будет достроено. Хотя при виде глубокого котлована и незавершенной вышки в это сложно верится.
— Такой трамплин обычно строят на склоне горы, но здесь на самой высокой точке ветра нет, — говорят они почти хором. — Чтобы ветер не мешал летунам, поставят сетку, — продолжает Макаров. — Летом, к слову, эту чашу можно будет использовать для проведения массовых зрелищных мероприятий.
В эти выходные на трассе будут проводиться первые молодежные игры. Ожидается приезд свыше 100 спортсменов. Соревнования первые, и даже строители по собственной инициативе завозят снег на лыжную трассу, где его мало. Но есть в этом празднике ожидания одна ложка дегтя. Прямо под самой базой, на склоне горы, расположилась трехэтажная туберкулезная больница. Пока она здесь, вряд ли у нас появятся флаги других государств.
Отделение прыгунов с трамплина открыто в республиканской школе-интернате для одаренных детей в спорте, что находится в гористых окрестностях Риддера. По словам заместителя директора школы Дмитрия Шлемова, в настоящий момент прыжками занимаются 8 человек. Еще недавно их было 16.
— Нет нормальных условий для занятий, и перспективные ребята уходят, — объясняет Дмитрий Шлемов.
На различных соревнованиях риддерские прыгуны с трамплина постоянно входят в тройку лидеров. На последней зимней Азиаде они в командном зачете заняли второе место. С трудом верится, что постигать азы и накапливать спортивный опыт ребятам приходится на самодельном трамплине. В Восточно-Казахстанской области, которая традиционно сильна в зимних видах спорта, нет профессионального оборудования. Руководство школы-интерната не раз безуспешно обращалось с этим вопросом в акимат города и в областное управление туризма и спорта. Для специальной прыжковой подготовки риддерским прыгунам с трамплина нужно ехать в Алматы, где находится своременный международный трамплинный комплекс.
К идее построить собственный трамплин в области относятся без энтузиазма, возможно, потому, что школа имеет статус республиканской. Безусловно, вопрос цены тоже имеет значение.
— Но нам вполне хватило бы трамплина класса К-30 или К-50, они предназначены для первоначальной подготовки спортсменов, их стоимость не такая высокая, — говорит Дмитрий Геннадьевич.
К сожалению, о своих прыгунах с трамплитна в области вспоминают редко. В основном, когда воспитанникам школы-интерната надо выступить за ВКО на школьных спартакиадах или других соревнованиях республиканского уровня.
Подведем итоги. Удивительно, что за шесть лет строительства базы в Щучинске эффективность расходования средств никто толком не проверял. Во всяком случае, ни в финконтроле, ни в прокуратуре, ни в Министерстве туризма и спорта таких данных нам дать не смогли. На наш взгляд, это необходимо сделать, и за бэушные стройматериалы кто-то должен ответить. Во-вторых, надо провести экспертизу целесообразности строительства трамплина с привлечением зарубежных специалистов. Во всем мире трамплины строят на горнолыжных курортах с мягкой зимой, на склонах ущелий, которые надежно защищают прыгунов от ветра. Какой серьезный спортсмен поедет в Шучинск прыгать с трамплина в 20-градусный мороз и при сильном ветре?

По сообщению сайта Nomad.su