Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Социальные сети запутали банкиров

Дата: 01 марта 2011 в 08:31 Категория: Новости экономики

Стремительно развивающиеся социальные сети в недалеком будущем могут оказать серьезную конкуренцию банкам. Все больше пользователей складывают свою наличность в электронные кошельки — а значит, вскоре могут появиться и виртуальные финансовые организации, опасаются участники финансового рынка.

Перспективы такого развития событий банкиры, представители брокерских и инвестиционных компаний обсудили на состоявшемся в Москве международном форуме iFin-2011.

По словам председателя комитета Ассоциации российских банков по информационным и интернет-технологиям, первого вице-президента банка «Ренессанс Капитал» Олега Скворцова, за последние 15 лет в России произошла настоящая электронная революция в финансовой сфере, связанная, прежде всего, с бурным ростом популярности Интернета и дистанционных сервисов.

Он сообщил, что сегодня в России регулярно выходят в глобальную сеть около 60 млн человек, а количество мобильных интернет-пользователей достигло уже 22 мл. При этом различные банковские счета и пластиковые карты имеют порядка 30 млн россиян.

«Цифры значительные и являются фундаментальными для тех изменений, которые происходят в сфере электронных финансовых услуг», — подчеркнул Скворцов.

Эксперты не исключают, что в перспективе могут столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны соцсетей. Если мировой Facebook или российский «ВКонтакте» предложат своим пользователям грамотные финансовые сервисы, то часть банковских клиентов (в особенности, молодые жители мегаполисов) могут переметнуться из традиционных фининститутов в онлайн.

«Операторы мобильной связи и социальных сетей имеют сильнейшие лоббистские возможности — по единому клику, щелчку поднимается многомиллионное количество пользователей. Это реальная угроза для всех банков», — подчеркнул менеджер по развитию продуктов проектного офиса «БСЦ Мск» Александр Мосин.

Очевидно, что выдавать кредиты и собирать вклады в традиционном понимании соцсети не смогут — для этого нужны лицензии, разрешения, четкое подчинение правилам надзорных ведомств. Однако в российском законодательстве достаточно «дыр», которые позволяют практически свободно заниматься операциями со средствами населения в обход всякого регулирования.

Достаточно вспомнить нашумевший проект Сергея Мавроди, который в итоге все-таки прикрыли, но лишь из-за скандальной репутации автора. Между тем, на рынке продолжают существуют десятки подобных проектов.

«Банки и нефинансовые организации работают абсолютно в разных правовых полях. Их невозможно сравнивать. Сегодня по законодательству банк не может даже открыть дистанционно счет клиенту, обязательное условие — личный визит клиента в офис. О чем может идти речь? Банки хотят внедрять новые технологии, но нам не дают этого сделать. А нефинансовым организациям это под силу, ограничений нет. Именно поэтому они занимают традиционные банковские ниши», — сетует заместитель председателя правления Челябинвестбанка Игорь Юдович.

Тем не менее, большинство участников дискуссии сошлось во мнении, что в современных условиях банкам необходимо играть на опережение, иначе рано или поздно им все-таки придется поделиться клиентами с социальными сетями.

«Если нет возможности предотвратить безобразие, нужно его возглавить, запустить удобные сетевые сервисы» — подытожил дискуссию заместитель директора по развитию бизнеса компании ОТР Константин Маркелов.

Есть и другой путь — не вступать с соцсетями в битву за потенциальных клиентов, а сотрудничать с ними. Так, банк «Уралсиб» совместно с компанией Gamelend еще осенью 2009 года открыл свое виртуальное представительство на полях популярнейшей среди пользователей соцсетей игры «Счастливая ферма» — игрокам предлагались виртуальные кредиты и депозиты «Уралсиба», на которые можно развивать свое «фермерское хозяйство».

Результаты поразили самих банкиров. Как сообщили Firstnews в кредитной организации, всего за два месяца банк получил порядка 1,5 млн уникальных контактов с брендом, а число посетителей корпоративных сайтов «Уралсиба» выросло в разы.

С 1 января 2011 года свои официальные представительства на основных социальных интернет-площадках открыл и Альфа-Банк. Пользователям социальных сетей «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники.ru», Twitter и блог-сервиса «Живой Журнал» предлагают в режиме онлайн получить консультацию специалистов банка, информацию о продуктах и услугах, их изменениях и специальных предложениях.

«С учетом растущей популярности подобных интернет-площадок это будет обязательно по достоинству оценено интернет-аудиторией», — уверена главный редактор Интернет-представительства Альфа-Банка Наталия Масарская.

О скором выпуске новой карты совместно с одной из соцсетей недавно рассказал в своем блоге председатель совета директоров «Тинькофф Кредитные Системы» Олег Тиньков. Речь идет о кредитной карте, которая будет востребована у посетителей «Одноклассников», приобретающих «Оки» (электронные деньги соцсети).

Картой можно будет расплачиваться за услуги на сайте, в частности покупать подарки или смайлики, приобретать внутриигровую валюту, предметы в играх и так далее. Кстати, по словам вице-президента банка по маркетингу Олега Анисимова, через соцсети было привлечено около трети вкладов по программе онлайн-депозитов.

Впрочем, по мнению экспертов, опрошенных Firstnews, банкиры хоть и начинают осваивают соцсети, пока не осознают, насколько широки возможности этих ресурсов.

Руководитель отдела по работе с социальными медиа компании Grape Михаил Гейшерик подчеркивает, что сегодня в социальных сетях находятся «золотые пользователи», — та аудитория, на которой можно зарабатывать огромные деньги. Он проанализировал число зарегистрированных участников банковских групп в России — у «Сбербанка» существует неофициальная группа на Facebook, где состоят 530 пользователей, в сети ВТБ попало около 2 тысяч заинтересованных лиц, «Альфа-банк» привлёк почти 500 юзеров.

Гейшерик подсчитал, что 8 из 10 банков не активны в сети. По его словам, кредитные организации не знают, зачем им нужны социальные сети, они идут туда только для поддержания имиджа.

«VIP-клиенты банков не скоро выйдут в онлайн — у этой категории нет времени на активное осваивание интернет-сервисов, — считает главный экономист «Аналитик-Центра» Евгений Головин. — Зато на «массового» потребителя розничных услуг выйти вполне реально, причем с очень небольшими затратами. Надо только придумать способ, как это сделать грамотно. Наверное, взятая большинством банков пауза и представляет собой некоторый период для раздумий.

По словам эксперта, первая идея, которая приходит на ум — это внедрение систем интернет-банкинга в соцсети. Однако тут же встает вопрос безопасности — пока социальные ресурсы не способны на 100% не способны защитить от взлома страницы пользователей, не говоря уже о возможных финансовых операциях, поясняет Головин.

Есть и те, кто убежден, что радужные перспективы развития финансовой сферы в соцсетях рисуются с изрядным преувеличением — о том, что большинство россиян в ближайшее время не станут переводить свои средства в Интернет, косвенно свидетельствует тот факт, что даже достаточно надежные пластиковые карты пока не пользуются должным спросом.

По словам генерального директора платежной системы интернет-банкинга HandyBank Дмитрия Гондусова, в настоящее время в РФ доля торговых операций в обороте на карточных счетах составляет порядка 9%, причем положительной динамики по данному показателю не наблюдается. Несмотря на то, что банки раздали более 100 млн пластиковых карт, в стране на душу населения приходится четыре торговые транзакции в год и 13 транзакций в банкомате.

Пока эксперты гадают, как будет развиваться этот рынок, нишу пытаются освоить электронные платежные системы. Так, в прошлом году в социальных сетях появилcя сервис микрозаймов WebMoney «Касса взаимопомощи», который позволяет пользователям «Facebook» и «ВКонтакте» брать в долг и давать взаймы своим друзьям. Обязательное условие использования «кассы» — дружеский статус. Кредитные линии открывают юзеры, являющиеся друзьями в рамках социальной сети.

Кроме того, в сервисе существует рейтинг, показывающий насколько состоятелен пользователь, предлагающий займ. Чем больше у пользователя друзей, которым он разрешил брать взаймы, чем больше разрешенная сумма, срок погашения долга и сумма на его кошельке, тем выше рейтинг. Суточный лимит по операциям составляет 5000 рублей.

Как сообщили Firstnews в WebMoney, за девять месяцев прошлого года было выдано займов на 173 тыс рублей, причем процент просроченной задолженности по сравнению с показателем просрочки в портфелях банков, занимающихся потребительским кредитованием, не столь уже велик — 11%.

По сообщению сайта Nur.kz