Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Социальные сети запутали банкиров

Дата: 01 марта 2011 в 10:52 Категория: Новости экономики

Если банки не будут активнее взаимодействовать с социальными сетями, то им придется с ними конкурировать. Такой неожиданный прогноз был озвучен на прошедшем в столице международном форуме «Электронные финансовые услуги и технологии в России».Эксперты считают, что у сервисов «Facebook», «ВКонтакте» Twitter и им подобных есть широкие возможности для предоставления финансовых услуг.

Перспективы такого развития событий банкиры, представители брокерских и инвестиционных компаний обсудили на состоявшемся в Москве международном форуме iFin-2011.

По словам председателя комитета Ассоциации российских банков по информационным и интернет-технологиям, первого вице-президента банка «Ренессанс Капитал» Олега Скворцова, за последние 15 лет в России произошла настоящая электронная революция в финансовой сфере, связанная, прежде всего, с бурным ростом популярности Интернета и дистанционных сервисов.

Он сообщил, что сегодня в России регулярно выходят в глобальную сеть около 60 млн человек, а количество мобильных интернет-пользователей достигло уже 22 мл. При этом различные банковские счета и пластиковые карты имеют порядка 30 млн россиян.

«Цифры значительные и являются фундаментальными для тех изменений, которые происходят в сфере электронных финансовых услуг», — подчеркнул Скворцов.

«Операторы мобильной связи и социальных сетей имеют сильнейшие лоббистские возможности — по единому клику, щелчку поднимается многомиллионное количество пользователей. Это реальная угроза для всех банков», — подчеркнул менеджер по развитию продуктов проектного офиса «БСЦ Мск» Александр Мосин.

Очевидно, что выдавать кредиты и собирать вклады в традиционном понимании соцсети не смогут — для этого нужны лицензии, разрешения, четкое подчинение правилам надзорных ведомств. Однако в российском законодательстве достаточно «дыр», которые позволяют практически свободно заниматься операциями со средствами населения в обход всякого регулирования.

Достаточно вспомнить нашумевший проект Сергея Мавроди, который в итоге все-таки прикрыли, но лишь из-за скандальной репутации автора. Между тем, на рынке продолжают существуют десятки подобных проектов.

«Банки и нефинансовые организации работают абсолютно в разных правовых полях. Их невозможно сравнивать. Сегодня по законодательству банк не может даже открыть дистанционно счет клиенту, обязательное условие — личный визит клиента в офис. О чем может идти речь? Банки хотят внедрять новые технологии, но нам не дают этого сделать. А нефинансовым организациям это под силу, ограничений нет. Именно поэтому они занимают традиционные банковские ниши», — сетует заместитель председателя правления Челябинвестбанка Игорь Юдович.

Тем не менее, большинство участников дискуссии сошлось во мнении, что в современных условиях банкам необходимо играть на опережение, иначе рано или поздно им все-таки придется поделиться клиентами с социальными сетями.

«Если нет возможности предотвратить безобразие, нужно его возглавить, запустить удобные сетевые сервисы» — подытожил дискуссию заместитель директора по развитию бизнеса компании ОТР Константин Маркелов.

Есть и другой путь — не вступать с соцсетями в битву за потенциальных клиентов, а сотрудничать с ними. Так, банк «Уралсиб» совместно с компанией Gamelend еще осенью 2009 года открыл свое виртуальное представительство на полях популярнейшей среди пользователей соцсетей игры «Счастливая ферма» — игрокам предлагались виртуальные кредиты и депозиты «Уралсиба», на которые можно развивать свое «фермерское хозяйство».

Результаты поразили самих банкиров. Как сообщили Firstnews в кредитной организации, всего за два месяца банк получил порядка 1,5 млн уникальных контактов с брендом, а число посетителей корпоративных сайтов «Уралсиба» выросло в разы.

«С учетом растущей популярности подобных интернет-площадок это будет обязательно по достоинству оценено интернет-аудиторией», — уверена главный редактор Интернет-представительства Альфа-Банка Наталия Масарская.

О скором выпуске новой карты совместно с одной из соцсетей недавно рассказал в своем блоге председатель совета директоров «Тинькофф Кредитные Системы» Олег Тиньков. Речь идет о кредитной карте, которая будет востребована у посетителей «Одноклассников», приобретающих «Оки» (электронные деньги соцсети).

Картой можно будет расплачиваться за услуги на сайте, в частности покупать подарки или смайлики, приобретать внутриигровую валюту, предметы в играх и так далее. Кстати, по словам вице-президента банка по маркетингу Олега Анисимова, через соцсети было привлечено около трети вкладов по программе онлайн-депозитов.

Впрочем, по мнению экспертов, опрошенных Firstnews, банкиры хоть и начинают осваивают соцсети, пока не осознают, насколько широки возможности этих ресурсов.

Руководитель отдела по работе с социальными медиа компании Grape Михаил Гейшерик подчеркивает, что сегодня в социальных сетях находятся «золотые пользователи», — та аудитория, на которой можно зарабатывать огромные деньги. Он проанализировал число зарегистрированных участников банковских групп в России — у «Сбербанка» существует неофициальная группа на Facebook, где состоят 530 пользователей, в сети ВТБ попало около 2 тысяч заинтересованных лиц, «Альфа-банк» привлёк почти 500 юзеров.

Гейшерик подсчитал, что 8 из 10 банков не активны в сети. По его словам, кредитные организации не знают, зачем им нужны социальные сети, они идут туда только для поддержания имиджа.

«VIP-клиенты банков не скоро выйдут в онлайн — у этой категории нет времени на активное осваивание интернет-сервисов, — считает главный экономист «Аналитик-Центра» Евгений Головин. — Зато на «массового» потребителя розничных услуг выйти вполне реально, причем с очень небольшими затратами. Надо только придумать способ, как это сделать грамотно. Наверное, взятая большинством банков пауза и представляет собой некоторый период для раздумий.

По словам эксперта, первая идея, которая приходит на ум — это внедрение систем интернет-банкинга в соцсети. Однако тут же встает вопрос безопасности — пока социальные ресурсы не способны на 100% не способны защитить от взлома страницы пользователей, не говоря уже о возможных финансовых операциях, поясняет Головин.

Есть и те, кто убежден, что радужные перспективы развития финансовой сферы в соцсетях рисуются с изрядным преувеличением — о том, что большинство россиян в ближайшее время не станут переводить свои средства в Интернет, косвенно свидетельствует тот факт, что даже достаточно надежные пластиковые карты пока не пользуются должным спросом.

По словам генерального директора платежной системы интернет-банкинга HandyBank Дмитрия Гондусова, в настоящее время в РФ доля торговых операций в обороте на карточных счетах составляет порядка 9%, причем положительной динамики по данному показателю не наблюдается. Несмотря на то, что банки раздали более 100 млн пластиковых карт, в стране на душу населения приходится четыре торговые транзакции в год и 13 транзакций в банкомате.

Кроме того, в сервисе существует рейтинг, показывающий насколько состоятелен пользователь, предлагающий займ. Чем больше у пользователя друзей, которым он разрешил брать взаймы, чем больше разрешенная сумма, срок погашения долга и сумма на его кошельке, тем выше рейтинг. Суточный лимит по операциям составляет 5000 рублей.

Как сообщили Firstnews в WebMoney, за девять месяцев прошлого года было выдано займов на 173 тыс рублей, причем процент просроченной задолженности по сравнению с показателем просрочки в портфелях банков, занимающихся потребительским кредитованием, не столь уже велик — 11%.

По сообщению сайта prodengi.kz