Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Светский союз

Дата: 01 марта 2011 в 12:40

Юлиана Жихорь
Похоже, что и Казахстан вслед за многими странами может столкнуться с вопросами гармонии между светскими и религиозными законами. Некоторые сторонники ислама намерены добиваться от властей права ношения хиджаба в школах и вузах

Спор, носить или не носить, продолжается в Казахстане не один год. Причем ведется он не только между сторонниками ортодоксальной формы одежды, но и между госорганами. Так, полтора года назад тогдашний министр образования и науки Жансеит Туймебаев запретил носить одежду, подчеркивающую принадлежность к той или иной вере, в том числе хиджаб, в организациях образования всех уровней.
«В демократическом и светском государстве одежда хиджаб подчеркивает принадлежность к определенной вере, что несовместимо с задачей общеобразовательной школы. В этой связи в школах республики запрещено ношение одежды, подчеркивающей принадлежность к определенной вере, а рекомендована единая школьная форма, которая дисциплинирует, подчеркивает статус школьника», — сообщил он тогда на своем блоге.
Однако Министерство юстиции, опираясь на Конституцию, высказало свою точку зрения — прямо противоположную. «Согласно статье 22 Конституции каждый имеет право на свободу совести. Это право включает в себя свободу действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями», — заявил Рашид Тусупбеков на вопрос посетителя его блога. «Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений касательно одежды, в том числе хиджаба, для учащихся образовательных организаций республики», — резюмировал глава Минюста.
Тем не менее позиция Минобразования оказалась более сильной в процессе реализации, и запрет на хиджаб де — факто вступил в действие.
С этим остаются несогласные, грозящие митинговать в защиту своих прав. Так, председатель оргкомитета ОО «Противодействие произволу» Вадим Курамшин сообщил, что в Астане до 100 мусульман могут принять участие в пикете в поддержку ношения хиджаба в школах и вузах.
«Мы не можем прогнозировать конкретное число, но около 100 человек, мы надеемся, придут в случае разрешения (митинга). 21 февраля подали (заявление) — ответа пока нет», — сообщил он. Пообещав подавать запрос на митинг до тех пор, пока власти не дадут на него добро.
Причем просители требуют не просто права «выйти и постоять», а конкретной площадки Министерства образования и науки.
Как сообщили инициаторы митинга, пикетирование будет направлено против приказа МОН о запрете ношения хиджаба в образовательных учреждениях, а также соответствующего законопроекта, который запретит учащимся носить религиозную одежду, более того — наложит запрет на совершение намаза во время учебы.
Напомним, что наиболее яркое противостояние светской государственности и религиозной традиции в одежде наблюдалось в Европе. В первую очередь, во Франции. С 80-х годов XX века для Франции становятся характерны все более массовые проявления исламской религиозности со стороны иммигрантов и их детей, причем особенно явно это проявилось в школах, куда мусульманские девочки приходили в традиционных мусульманских платках — хиджабах. В декабре 2003 года президент Франции Жак Ширак в телеобращении к французской нации заявил: «Секуляризация — одно из главных достижений Французской Республики. Она является ключевым элементом социального взаимодействия и единства нации. Республика выступает против всего, что разделяет, отрезает и исключает. Закон объединяет разнородное, потому что уравнивает в правах всех людей, отказываясь от дискриминации по полу, происхождению, цвету кожи или религии. Надо быть бдительным, чтобы вовремя предотвратить опасный откат назад». В феврале 2004 года в стране был принят закон о светском характере общества, согласно которому в госучреждениях и школах теперь запрещено носить любые знаки, демонстрирующие религиозную принадлежность, — большие кресты, хиджабы, чалмы, еврейские кипы или сикхские тюрбаны. В это же время по Франции и другим европейским странам прокатилась волна протестов, объединенных лозунгом «Хиджаб и паранджа — мой выбор!».
Аналогичные законодательные акты были также приняты в Германии и Бельгии.
Что касается стран СНГ, то в конце прошлого года в Азербайджане озвучили официальный запрет на ношение хиджаба в школах. После чего в Баку прошли акции протеста, во время которых звучали угрозы поджечь школы, если запрет не будет снят. С призывом отменить запрет на хиджаб обратился к Баку иранский аятолла Нури Хамедани.
Запрет на ношение хиджабов в школах действует в Таджикистане.
В России официального запрета на ношение хиджаба нет — каждый случай рассматривается в отдельности.

Астана

По сообщению сайта Новое поколение