Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Гобелены жизни мадам Тукан-Вайан

Дата: 01 марта 2011 в 17:10

Ольга Шишанова
Творчество Ясенки Тукан-Вайан хорошо известно в мире.
Она выставлялась в известных музеях и галереях Бельгии, Германии, Греции, Италии, Канады, Южной Кореи, Ливана, Польши, США, Хорватии, Японии, Чехии. А вот на территории Казахстана год назад ее первой выставкой стал вернисаж под девизом «Путевые заметки». Причина, которая привела ее в столицу Казахстана, одновременно проста и романтична: ее супруг — советник Посольства Франции в Казахстане.
Но Ясенка Тукан-Вайан не только художник. Большую часть своей жизни она посвящает заботе о детях из разных стран мира. Эта неравнодушная, необыкновенного природного таланта, огромного жизнелюбия и человеческой скромности женщина была назначена Польским Комитетом ЮНИСЕФ послом доброй воли и награждена Комитетом ООН по делам беженцев в Болгарии наградой за деятельность в художественном образовании детей

— Госпожа Вайан, как получилось, что Вы стали художником? Это была мечта детства или Вы пришли к этому в сознательном возрасте?
— Я рисовала, где только можно, в том числе и на стенах, с самого детства. Так что это не было даже мечтой, скорее это было призванием. Но родители были разочарованы — отец хотел видеть меня юристом, а мама и вовсе приговаривала, что быть художником — это не профессия, а баловство.
Пришлось пойти на компромисс. Я поступила на юридический факультет в Загребе, где мне пришлось много учить, запоминать и зубрить, и одновременно занималась любимым делом — рисовала. Так что я умудрилась закончить и Академию искусств, и Университет права.
— Трудно было совмещать учебу в двух абсолютно разных вузах?
— Интересно. В Академии прикладного искусства я сразу заинтересовалась тремя разновидностями искусства. Это скульптура, гобелен и техника художественной бумаги. Но первые два года я обучалась только рисунку и прошла хорошую школу.
Выбрать что-то одно было трудно, и, хотя моя дипломная работа была посвящена скульптуре, я очень любила текстильный дизайн, который был для того времени большой редкостью в других вузах. Мне повезло, что после окончания академии я получила стипендию на очень престижную стажировку в городе Обюссоне, самом знаменитом французском центре по ткачеству, и именно по текстильному дизайну.
Там и продолжились мои профессиональные занятия по технике макраме и работе с гобеленом. В этом знаменитом маленьком городе, настоящем кладезе гобеленовых традиций, было очень много ткацких цехов, где в свое время работали такие известные художники, как Пикассо, Шагал, Корбюзье. Это были очень счастливые для меня месяцы, ведь я действительно любила текстиль, а полученные знания способствовали тому, что последующие 10 лет я занималась исключительно ткачеством. Для меня это время стало настоящим праздником!
— А как рождается полотно художественной бумаги? Ваши работы в этой изумительной технике настолько изящны...
— С этой технологией я познакомилась в Академии художеств в Загребе, а потом в Польше. Как оказалось, это старинная японская техника папиров, изготавливаемых вручную. Экспериментам с бумагой я также посвятила много времени. К моменту знакомства с папирами я уже изучила различные графические техники и стала развивать традиционную схему создания подобных полотен в собственном творчестве. Как и японские мастера, я использую особую пасту из коры деревьев Козо, но в ее смесь добавляю фрагменты ткани, шелковую пряжу и нити, лепестки цветов, листья деревьев. Из всего этого многообразия я и создаю собственную сюжетную гамму.
— Как у Вас рождаются художественные идеи?
— Я никогда не зацикливаюсь над какой-то одной определенной идеей. Поскольку я работаю не от случая к случаю, а каждый день, то и мыслей, идей у меня также рождается множество и они постоянно сменяют одна другую. И так у меня получается, что я делаю не одно произведение искусства, а несколько. Например, создаю сразу не один гобелен, а целый их цикл.
— Но создание гобелена — процесс очень трудоемкий... Это работа не одного дня.
— Свой гобеленовый проект я начинаю с набросков, рисунков, потом их периодически правлю, пока наконец не появится тот мотив, который я на данный момент хочу видеть в гобелене. Затем я проектирую изображение на стену в натуральную величину, где уже подбираю цветовой колер. Затем наступает черед подготовки шерсти для ткачества. Кстати, шерсть я крашу сама и только натуральными ингредиентами — соком из трав, корней и коры деревьев, цветочной пыльцой. Пытаюсь все максимально приблизить к природе.
— Госпожа Ясенка, а когда Вы заканчиваете свой очередной художественный проект, каковы Ваши ощущения?
— Как ни странно это прозвучит, но я никогда не остаюсь довольна результатом. Мне всегда кажется, что я могла бы сделать еще лучше, чем получилось... Поэтому у меня есть стимул для следующей моей работы, а потом — вновь для следующей, и так далее. И, знаете, я очень люблю дарить свои работы, если вижу, что человек ими искренне заинтересовался, чем я продам их кому-то просто в бездушную коллекцию...
Например, произведение в технике папиров у меня всегда только в единственном экземпляре (на одну такую работу уходит до 20 слоев тонкой коры. — Прим. авт.), скульптура — это около 8 копий, гобелен возможно размножить до 7 экземпляров. И вообще в скульптуре, скажем, я больше люблю работать с бронзой — она податлива, не капризна, не то что дерево...
— Помимо искусства чем Вы увлекаетесь?
— На втором месте у меня кулинария. Я очень люблю готовить, экспериментировать с различными блюдами, принимать гостей... У меня всегда, где бы я ни находилась, множество друзей — я очень люблю общение с ними. Кроме того, я всегда стараюсь помогать мужу в его непростой работе, занимаюсь творчеством с детьми, приходящими ко мне в художественную студию. Причем я стараюсь помогать детям постигать азы искусства всегда, в любой стране, где бы я ни находилась. Например, в Астане я сегодня преподаю в молодежном центре «Дeмеу» и в центре социальной реабилитации подростков «Шанс», поддерживаемых ЮНИСЕФ.
— А как Ваш муж смотрит на Ваше увлечение?
— Муж меня поддерживает, считая, что я занимаюсь очень важной работой. Он говорит, что, когда я занимаюсь своим любимым делом, то становлюсь очень внимательной, серьезной и скрупулезной, несмотря на то, что художники в общем понимании — это фантазеры. Видимо, в отношении меня он так не думает. И это замечательно, я-то себя со стороны не вижу...

Астана

Досье «НП»
Ясенка Тукан-Вайан родилась в Славонском Броде (Хорватия). Окончила Академию художеств в Загребе. Стажировалась в Дюссельдорфе и Лаосе. Пройдя стажировку в знаменитом французском центре ткачества Обюссоне, создала свою собственную мастерскую по художественному ткачеству в Париже. После окончания курса обучения в Университете Париж-Сорбонна получила звание магистра в области истории современного искусства. Обладательница многих художественных премий и наград.

По сообщению сайта Новое поколение