Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Сечин заправит

Дата: 02 марта 2011 в 01:00

Правительство разрабатывает план «топливных интервенций» с целью сбить цены на бензин и дизель. Игорь Сечин поручил собрать пул нефтяных компаний и проработать механизм создания специализированной сети заправок для продажи дешевого топлива. Государство делает ставку на административные меры, констатируют участники рынка, сомневаясь в реалистичности предложенных проектов.

Правительство предложило создать пул «резервных поставщиков топлива», чтобы сбивать цены на бензин и дизель, а также создать запасы на случай дефицита нефтепродуктов.

Соответствующее поручение было сделано Минэкономразвития, Минэнерго, Минтрансу и Федеральной антимонопольной службе на совещании у вице-премьера Игоря Сечина, сообщил Агентству нефтяной информации один из участников совещания, состоявшегося в феврале.

Резервные поставщики нефтепродуктов совместно с «Транснефтью» должны будут в первую очередь обеспечить дополнительные поставки топлива при резком росте цен на внутреннем рынке, описал задачу источник.

«Поручено определить статус резервных поставщиков на рынке, позволяющих в случае дефицита или необоснованного повышения цен на нефтепродукты принимать соответствующие меры сглаживания ценовой конъюнктуры, в том числе путем организации поставок нефтепродуктов
резервными поставщиками в необходимых объемах», — сообщил источник.

Другой мерой стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов может стать формирование сети автозаправочных станций, которые смогут влиять на розничные цены на топливо, добавил он.

На совещании Минрегиону, главам регионов, заинтересованным ведомствам и нефтяным компаниям было поручено «проработать вопрос развития сети автозаправочных станций, позволяющих оказывать влияние на ценовую ситуацию на рынке нефтепродуктов в регионах».

Рынок нефтепродуктов привлек внимание чиновников с октября прошлого года. С декабря прошлого года по январь текущего отпускные цены на дизельное топливо выросли более чем на 35%, средняя цена тонны дизеля составила 28 тысяч рублей.

Резкий рост цен на топливо потребовал вмешательства ФАС. Премьер-министр Владимир Путин 9 февраля на совещании по итогам развития ТЭК поручил службе начать расследование по фактам необоснованного завышения цен на топливо.

После совещания руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что его ведомство приняло решение начать третью волну дел против нефтяных компаний. В 2008-2009 годах «Роснефть», ЛУКойл, «Газпром нефть» и ТНК-ВР уже штрафовались ФАС за завышение цен на топливном рынке. В интервью «Газете.Ru» Артемьев уточнил, что размер штрафов за монопольно высокие цены составит в среднем 4,5% от оборота.

Во вторник в Транснефти отказались комментировать ситуацию, сославшись на окончание рабочего дня. Получить оперативные комментарии «Роснефти», «Газпромнефти» и «ЛУКойла» не удалось.

Лев Сныков из «ВТБ Капитала» скептичен: «Если резервные поставки топлива будут конкурировать с поставками нефтяных компаний, то они будут конкурировать сами с собой. Таким образом, компании будут поставлять топливо себе в ущерб».

Но в проекте создания специализированной сети автозаправок Сныков отметил «положительный момент»: «Сейчас рынок автозаправок не выглядит насыщенным. Но компании делают упор на рознице и если им дать дополнительный стимул – это будет иметь смысл».

Источник на нефтяном рынке напомнил, что власти с 2005 года поднимают вопрос о методах стабилизации цен на рынке нефтепродуктов.
«Если будет создан пул компаний-поставщиков, то за какие деньги Росрезерв будет закупать нефтепродукты, кто будет строить новые АЗС, через которые на рынок в случае форс-мажора потечет дешевый бензин», — недоумевает представитель нефтяной компании, пожелавший сохранить анонимность.

По его словам, создавать сейчас резерв не из чего — «бензин уходит с колес».


Представитель одной из нефтяных компаний считает, что функции резервного поставщика может выполнять Росрезерв. Запас топлива для этих целей не должен быть значительным. «Опыт с дизельным топливом показал, что дефицит этого вида топлива был не очень большим. Достаточно адресной интервенции, чтобы на бирже погасить рост котировок, что будет индикатором для других
участников рынка», — отметил он.

Сбить цены можно, но за счет рыночных механизмов, говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. «Необходимо отвязать ставку НДПИ от мировых цен на нефть, снизить акцизы на бензин, повысить эффективность переработки нефти, сделать более гибкими пошлины на экспорт нефти», — предлагает он.

Построить специализированную сеть АЗС для продажи дешевого бензина – нереально, уверен Аркуша. Это огромные затраты. «Даже в одном Московском регионе невозможно сбить цены, здесь ежедневно потребляется 12 тысяч тонн нефтепродуктов. Говорить о влиянии альтернативных АЗС на всю страну нельзя», — скептичен Аркуша.

Анна Пановко из «Петромаркета» сомневается в эффективности топливных интервенций для влияния на уровень цен. «В конечном счете эта идея будет осуществляться за счет бюджета потребителей», – заметила она.

Но в Росрезерве к интервенциям готовы. В интервью, размещенном на официальном сайте ведомства, его глава Александр Григорьев заявил, что для интервенций потребуются «дополнительные целевые запасы в несколько миллионов тонн, заранее сформированные и размещенные по территории страны».

По сообщению сайта Газета.ru