Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Развитие Казахстана и евразийская интеграция

Дата: 02 марта 2011 в 08:00

Таир МАНСУРОВ, генеральный секретарь ЕврАзЭС, «Казахстанская правда», 1 марта

Республика Казахстан встречает свое 20-летие масштабными достижениями в проведении радикальных социально-экономических и политических реформ, которые вывели ее в число лидеров преобразований на постсоветском пространстве. Несомненным подтверждением высокого международного авторитета нашего государства стали успешное председательство в ОБСЕ и результативное проведение в Астане саммита, на котором принят итоговый документ – Астанинская декларация.
Казахстан укрепил и развил основы национальной государственности, обеспечил территориальную целостность страны и нерушимость границ, перевел экономику на рыночный путь развития и успешно интегрировался в мировое сообщество. В Казахстане создана одна из наиболее динамичных экономик, построены институты открытого демократического общества, улучшены социальные стандарты жизни населения. И самое главное – все эти годы многонациональный и поликонфессиональный народ Казахстана живет в условиях внутренней стабильности и мира со всеми своими соседями.
За Казахстаном прочно закрепилась репутация не только активного и влиятельного в международном сообществе партнера, но и государства, достигшего весомых успехов в своем социально-экономическом развитии. Прежде всего необходимо отметить, что одним из важнейших факторов успеха РК стала успешная реализация Стратегии развития до 2030 года.
Принятая в 1997 году, в период, когда Казахстан завершал самый трудный этап переходных реформ, эта стратегия вобрала в себя самые важные, базисные положения и принципы. Именно благодаря правильности ее стратегических подходов, выверенности приоритетов стали возможны те достижения, которыми сегодня по праву гордятся казахстанцы.
Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд, в котором сегодня аккумулировано более 33 млрд. долларов. Его деятельность позволила снизить негативное влияние мирового кризиса на национальную экономику и тем самым обеспечить стабильное социально-экономическое развитие.
В стране умеренная инфляция, стабильный курс национальной валюты, международные золотовалютные резервы превысили 64 млрд. долларов. В республике сформирован привлекательный инвестиционный климат. Казахстан первым среди стран СНГ признан как государство с рыночной экономикой. Всемирный банк включил РК в список 20 стран, наиболее привлекательных для иностранных инвестиций.
Успешно завершив переходный этап своего экономического развития, Казахстан намерен совершить новый качественный рывок – войти в число 50 наиболее конкурентоспособных держав.
Страна получила новую столицу – Астану, которая воплотила в себе расцвет, мощь и силу народа и стала символом нового Казахстана и гордостью всех казахстанцев. Перенос столицы в центр Евразийского континента заметно улучшил геополитические позиции молодого государства, укрепил его безопасность, дал мощный импульс развитию важных отраслей экономики и подтвердил стратегический курс на создание стабильного полиэтничного общества. Это был патриотический порыв, подвиг, связанный с новыми историческими реалиями, и прежде всего с укреплением Независимости Казахстана.
Динамичное строительство многих уникальных архитектурных комплексов позволяет на сегодня утверждать, что Астана – это не только яркая звезда независимого Казахстана, но и жемчужина всей Евразии. В сердце Великой степи возник удивительный город, получивший мировую известность как место притяжения новых идей, смелых инноваций и амбициозных проектов, которые, без всякого сомнения, в самое ближайшее время превратят Астану в подлинный политический и экономический центр Евразии.
Устойчивая внутриполитическая ситуация, межнациональное согласие и межконфессиональный мир, рациональное и планомерное государственное строительство – все это результат проведения твердой последовательной политики общенационального Лидера.
Казахстан является инициатором и активным участником многих успешных проектов международного характера – СНГ, ШОС, ОДКБ, СВМДА, общепризнанно, что именно последовательная и твердая роль республики и ее Президента во многом обеспечили их создание и дальнейшее успешное развитие.
Прежде всего, несомненно, смелая евразийская идея, предложенная Президентом Н. Назарбаевым в марте 1994 года в историческом выступлении в стенах МГУ им. М. Ломоносова, находит реальное воплощение в жизнь в нынешних успехах ЕврАзЭС. В представленном тогда Проекте о формировании Евразийского союза государств (ЕАС) он был определен как «форма интеграции суверенных государств с целью укрепления стабильности и безопасности, социально-экономической модернизации в постсоветском пространстве».
Создание ЕврАзЭС явилось знаменательным событием в истории межгосударственных отношений постсоветских стран, оно ознаменовало переход к качественно новому, интеграционному этапу развития отношений между ними. Для этого нашим государствам пришлось выстраивать совершенно новую стратегию торгово-экономического сотрудничества, в значительной степени восстанавливать связи и создавать принципиально новые механизмы взаимодействия, которые соответствовали бы геополитическим реалиям.
Будучи участником той встречи в МГУ, я видел лица известных российских ученых, изумленных этим дерзновенным проектом и тем, что даже в то время, когда вовсю господствовали центробежные устремления, был предложен очень смелый интеграционный проект. И именно это предложение казахстанского Лидера, прозвучавшее на пике дезинтеграции как наиболее взвешенная, эффективная альтернатива стихийным негативным тенденциям, стало одним из определяющих факторов развития объединительного движения в СНГ.
«История дает нам шанс войти в ХХI век цивилизованным путем. Одним из способов является, на наш взгляд, реализация интеграционного потенциала инициативы по созданию Евразийского союза, отражающей объективную логику развития постсоветского пространства и волю народов бывшего СССР к интеграции», – говорил в марте 1994 года Н. Назарбаев.
Должен отметить, что этот впечатляющий по своей внутренней силе прорывной призыв был тогда воспринят далеко не однозначно. Помню, Главу государства буквально засыпали вопросами, среди которых был и такой: «Не боитесь ли, что Вашу идею не поддержат?», на что Нурсултан Назарбаев ответил: «Не боюсь! Не сегодня, так завтра поддержат. От этого мы никуда не уйдем».
Сегодня все видят: ЕврАзЭС успешно развивается. В совместном заявлении президентов в связи с 10-летием сообщества, принятом на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Астане 5 июля 2010 года, подчеркивается: «Осознавая стратегическую значимость интеграции для выхода на качественно новый уровень развития, государства – члены сообщества вступили в ХХI век, создав международную организацию «Евразийское экономическое сообщество». Мы создали организацию, построенную на новых принципах доверия и взаимовыгодного сотрудничества.
Как сказал президент России Дмитрий Медведев, «десять лет – срок немалый, с другой стороны, в историческом плане не очень значительный. Иногда, может быть, нам казалось, что мы стоим на месте. На самом деле двигались мы быстро. Соизмерьте только то, что происходило у нас в рамках ЕврАзЭС, в рамках объявленного теперь Таможенного союза, с тем, как происходила интеграция в Европе. Мы двигаемся быстрее. Большая работа была проведена, но еще большая работа предстоит. Тем не менее еще раз хотел бы констатировать: наше образование вступило в фазу продвинутой интеграции».
Президент Казахстана на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Астане подчеркнул: «Спустя 10 лет с момента основания мы с уверенностью констатируем, что ЕврАзЭС является наиболее успешным интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Сегодня это реальная площадка для углубления интеграции наших государств в экономике, науке, социальной сфере... Необходимо не только сохранить эти наработки, но и с учетом мирового опыта обеспечить дальнейшее развитие и процветание нашего сообщества».
Президент Беларуси Александр Лукашенко в свою очередь отметил: «Если уж говорить о создании Евразийского экономического сообщества, то у истоков всего этого был Нурсултан Назарбаев. Нурсултан Абишевич был мотором всех наших отношений в ЕврАзЭС. Я помню, когда мы практически заморозили отношения в ЕврАзЭС, он предложил создать группу для выработки концепции нашего дальнейшего движения. Лет пять или шесть назад это было. И действительно, через год он озвучил ряд шагов, которые мы должны были сделать для ЕврАзЭС и которые мы в итоге сделали».
Уже сейчас мы можем привести наглядное подтверждение успешности евразийского проекта. Действующий в ЕврАзЭС реальный режим свободной торговли обеспечил эффективный рост товарооборота между странами сообщества с 29 млрд. долларов в 2000 году до 123 млрд. в 2008-м, то есть в 4,1 раза.
Валовой внутренний продукт (ВВП) в среднем по ЕврАзЭС увеличился на 59%, производство промышленной продукции – на 48%, объем грузоперевозок – на 44%, инвестиций в основной капитал – в 2,3 раза. Существенно улучшился инвестиционный климат. За последние годы общий объем взаимных инвестиций государств – членов ЕврАзЭС увеличился более чем в 4 раза.
Активная работа, ориентированная на опережающие темпы, позволила на год раньше намеченного срока, уже с 1 января 2010 года, обеспечить начало функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС с введением Единого таможенного тарифа на импортируемые товары, а это более 11 тыс. единиц товарной номенклатуры.
С начала 2010 года Комиссией Таможенного союза уже осуществляются делегированные ей наднациональные полномочия в сфере тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Таможенного союза, применяются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф таможенного союза (ЕТТ ТС).
Главы трех интегрируемых государств в совместном заявлении отметили, что проделанная в сжатые сроки качественная работа свидетельствует о начале нового этапа взаимодействия государств в экономической сфере, соответствующего духу современности и вызовам времени.
Так, согласно расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук по интегрированной модели межотраслевого баланса, три государства Таможенного союза в результате интеграции получают дополнительный прирост ВВП примерно в 15% в десятилетний период и достаточно весомый прирост инвестиционной активности.
Реальные успехи ЕврАзЭС, прежде всего динамичный запуск в жизнь Таможенного союза, находят истинное международное признание. Не секрет, что даже такие явления в мировой политике, как подвижки в вопросе вступления в ВТО наших стран, в первую очередь объясняются эффективностью работы ЕврАзЭС.
Одним из основных направлений деятельности сообщества является взаимодействие с международными организациями, которое, безусловно, способствует укреплению позиций данного интеграционного объединения в мире и является важным элементом формирования эффективной системы обеспечения стабильности в регионе, расширения экономического и гуманитарного сотрудничества.
В 2003 году сообщество получило статус наблюдателя в ООН. В декабре 2007 года и декабре 2010-го на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН приняты резолюции о сотрудничестве между ООН и ЕврАзЭС.
Очередным глобальным ориентиром усилий государств – участников ЕврАзЭС на сотрудничество и интеграцию является создание Единого экономического пространства, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В декабре 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Беларуси, Казахстана и России утвердили План действий на 2010–2011 годы по формированию Единого экономического пространства. Он предусматривал разработку, подписание и вступление в силу в течение двух лет, к 1 января 2012 года, пакета международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.
Политическая воля президентов и активная работа правительств сторон и структур сообщества позволила в самые сжатые сроки выполнить эту задачу – уже 19 ноября 2010 года главы правительств подписали первые четыре соглашения, а 9 декабря на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) приняты остальные 13 соглашений, формирующих ЕЭП.
Завершение формирования правовой базы ЕЭП – этапное событие в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Тем самым будут обеспечены свобода перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, функционирование однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм. На этом пространстве существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика.
Общий рынок товаров будет обеспечиваться не только свободным обращением товаров, произведенных в наших государствах, но и товаров, ввезенных из третьих стран на территорию Единого таможенного пространства. Формирование общего рынка услуг предусматривает предоставление национального режима предприятиям-резидентам сторон в оказании услуг, унификацию требований к ним, взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности и гармонизацию национального законодательства.
Формирование общего рынка трудовых ресурсов предусматривает свободное перемещение рабочей силы в зоне ЕЭП, урегулирование правового статуса граждан одного государства, проживающего на территории другого государства – участника ЕЭП, обеспечение свободного доступа к получению образования, признание дипломов высшего и среднего образования, единообразное применение правил и требований к трудовым ресурсам и режиму доступа на рынок труда.
Формирование общего рынка капитала наряду с обеспечением взаимного доступа на рынок финансовых, банковских и страховых услуг предусматривает гармонизацию норм валютного регулирования, создание единой платежно-расчетной системы и формирование общего валютного рынка.
Реализация перечисленных направлений формирования ЕЭП позволит создать общий для всех стран – членов ЕврАзЭС рынок товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала. Создание ЕЭП – это прежде всего возможность развития свободной конкуренции и усиления инновационной активности на нашем общем пространстве. Именно конкуренция является тем двигателем для повышения качества поставляемых на рынок товаров и услуг, который закаляет бизнес, заставляет улучшать производство, снижать расходы, увеличивать производительность труда. На общей территории наших стран, куда завозятся и поступают в свободное обращение также товары из третьих стран, они неизбежно вступают в конкуренцию с товарами Таможенного союза, которые в новых условиях вынуждены уже соревноваться по качеству не только между собой, но и с импортируемой продукцией и услугами. И выгода от такой конкуренции реальная и осязаемая.
Формирование ЕЭП создает также возможность для конкуренции в сфере предоставления услуг и деятельности финансовых институтов. А гармонизация норм и правил в сфере железнодорожного транспорта, электроэнергетики, нефтяной и газовой отраслях создает благоприятные условия для развития экономик наших стран. Все это – наш общий рынок, к которому сегодня обращаются взоры тех, кто в наших странах занимается вопросами развития интеграционных процессов, созданием совместных производств, кто выпускает продукцию из комплектующих изделий, поступающих из наших стран.
В самом деле отсутствие таможенных и других барьеров во взаимной торговле значительно снижает издержки и благоприятствует развитию кооперации производства между предприятиями Беларуси, Казахстана и России. В результате унификации и гармонизации норм и правил благодаря формированию ЕЭП создаются условия для производства конкурентной продукции на предприятиях, перевод их на инновационные рельсы развития – все это будет служить мощным двигателем модернизации всех сфер экономической активности в наших странах и даст возможность отойти от вчерашних стандартов и перейти к производству той продукции, которая будет востребована завтра и на перспективу.
Несомненно, функционирование ЕЭП придаст новый импульс развитию более тесной интеграции, сближению экономик государств-участников в целях ускорения социально-экономического прогресса наших стран, роста благосостояния наших народов.
В принятой президентами Д. Медведевым, Н. Назарбаевым и А. Лукашенко Декларации о формировании Единого экономического пространства отмечается: «Развивая Таможенный союз и Единое экономическое пространство, мы движемся к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными экономическими объединениями».
Таким образом, интеграционные достижения ЕврАзЭС реально определяют главный вектор развития постсоветского пространства в XXI веке.

По сообщению сайта Nomad.su