Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Уголовная ответственность юридических лиц

Дата: 02 марта 2011 в 08:01

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 1 марта

Введение этого института также обусловлено обязательствами, взятыми Казахстаном согласно двум ратифицированным конвенциям ООН – против коррупции и против транснациональной организованной преступности.
Об этом заявил сегодня, открывая в Парламенте «экспертную встречу» председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев (в повестке дня – поправки по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц):
Проведение нашего мероприятия связано с перспективами введения уголовной ответственности юридических лиц в Республике Казахстан.
Внедрение этого нового для национального законодательства института предусмотрено Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.
Введение этого института также обусловлено обязательствами, взятыми Казахстаном согласно двум ратифицированным конвенциям ООН – против коррупции и против транснациональной организованной преступности.
Согласно этим документам, Казахстан обязан установить уголовную ответственность юридических лиц.
Безусловно, законопроект об уголовной ответственности организаций вызывает вопросы со стороны депутатского корпуса, бизнес-сообщества. Все они требуют тщательного изучения.
Нами неоднократно обсуждались основные проблемы данного проекта. Депутатами высказали свои соображения по их устранению.
Предметом же настоящей экспертной встречи является, в первую очередь, вопрос о совершенствовании национального законодательства в сфере привлечения к уголовной ответственности юридических лиц с учетом зарубежного опыта в данной области.
Как уже показала проведенная работа по данному проекту, гражданское, административное и уголовное законодательство нуждаются в качественном совершенстве. Также есть и серьезные вопросы концептуального характера.
Поэтому сегодня организовали международную экспертную встречу, чтобы узнать опыт зарубежных стран: Австрии, Латвии и Молдовы.
Хотелось бы также поблагодарить ОБСЕ за помощь.
Желаю плодотворной работы».
* * *
Целью и задачами Круглого стола является изучение опыта зарубежных стран по практике применения законодательства об ответственности юридических лиц:
1) со сравнительным анализом действующих законов зарубежных стран (Европа) с нормами изложенного в проекте Закона;
2) применение анализа практики уголовной ответственности юридических лиц зарубежных стран.
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц» разработан в целях сдерживания и предотвращения совершения преступлений со стороны руководителей и менеджеров компаний в интересах юридического лица и его учредителей.
Введение уголовной ответственности предусмотрено Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, являющейся основой для разработки проектов нормативных правовых актов государства на долгосрочную перспективу.
Введение такого правового института будет способствовать приведению уголовного законодательства страны в соответствие с международными стандартами. Так как 4 мая 2008 года Казахстан ратифицировал две конвенции Организации Объединенных Наций:
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции;
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности.
Ратифицируя эти конвенции, Казахстан взял себе обязанность вести ответственность юридических лиц в виде уголовной, гражданско-правовой и административной.
Уголовную ответственность юридических лиц предлагается установить только за ряд экономических (14 – составов преступления), экологических (12 -составов преступления) и коррупционных преступлений (1 состав преступления).
При этом, вводится и уголовная ответственность юридических лиц за террористические преступления (4 – составов преступления ), что позволит, при необходимости, жестко пресечь деятельность разного рода организаций, имеющих отношение к терроризму.
При этом к уголовной ответственности будут привлекаться, как физическое лицо, которое действовало в пользу или в интересах юридического лица и непосредственно совершившее преступление, так и соответствующее юридическое лицо.
К юридическим лицам могут быть применены следующие санкции: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью либо ликвидация юридического лица.
22 декабря 2010 года законопроект был одобрен Мажилисом Парламента Республики Казахстан в первом чтении. Проект Закона воспринят депутатским корпусом неоднозначно, как и ученными и бизнес сообществом.
Вообще вопрос о введении уголовной ответственности юридических лиц носит неоднозначный характер и имеет как положительные, так и отрицательные моменты, которые должны быть учтены максимальным образом при его решении. В силу чего вопрос о введении указанного уголовно-правового института требует своей доработки. При этом следует также учитывать сложившуюся реальную ситуацию в судебных и правоохранительных органах в части надлежащей защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Поспешность в принятии такого решения и ненадлежащая его проработка в законодательстве может вызвать ситуацию, когда институт уголовной ответственности юридических лиц станет еще одним инструментом незаконного воздействия на бизнес и создаст дополнительные предпосылки для коррупции в правоохранительных органах.
Опыт зарубежных государств в части введения института уголовной ответственности юридических лиц (Нидерланды, Норвегия, Франция, Финляндия, Канада, США и др.) в целом положительный. На постсоветском пространстве интересным по данной проблеме является опыт Латвии. В Уголовном кодексе Латвии сохранены все правила квалификации деяний и наказания виновных физических лиц, а уголовная ответственность юридических лиц сформулирована в виде не наказания, а мер принудительного воздействия.
В целом, идея же о том, что организация должна нести уголовную ответственности впервые получила признание с середины XIX века в английском праве, когда суды стали выносить решения о признании корпораций виновными в нарушении статутных обязанностей. В 1846 г. Лорд Денман вынес решение в деле «Queen vs. Great North of England Railway Co» (Королева против Компании) Великая железная дорога Севера Англии), что корпорации могут признавать уголовно ответственными за ненадлежащее совершение правомерных действий. Затем аналогичные решения стали выносить Северо-Американские суды.
Кроме того, с 1944 г. стало возможным привлекать к уголовной ответственности корпорацию как исполнителя или соучастника любого преступления. Возникновение строго очерченной уголовной ответственности юридических лиц приходится на середину XIX века, в странах англосаксонской системы права (Англии, США). Поскольку роль корпораций в ходе экономического развития этих стран стала стремительно возрастать. Соответственно, стали возрастать и негативные последствия их деятельности.
Однако введение в национальное законодательство уголовной ответственности юридических лиц требует изменения большого числа нормативных правовых актов различных отраслей права.
* * *
Правительственным законопроектом предлагается внести поправки в Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и иные законодательные акты Республики Казахстан, направленные на:
1) введение уголовной ответственности юридических лиц за ряд экономических, экологических, коррупционных и террористических преступлений;
2) урегулирование порядка производства по делам о преступлениях юридических лиц, а также исполнения уголовных наказаний, применяемых в отношении юридических лиц;
3) введение для юридических лиц ряда ограничений, связанных с привлечением их к уголовной ответственности.
Как показывает мировой опыт (в настоящее время уголовная ответственность юридических лиц установлена во Франции, Германии, Бельгии, Дании, Японии, Канаде, США, Южной Корее, Голландии, Норвегии, Австрии, Иордании, Ливане, Сирии, Китае, Индии, Румынии, Молдове и Литве), введение уголовной ответственности юридических лиц вызвано необходимостью создания эффективных механизмов противодействия экономической преступности.
Такой вид ответственности повысит уровень возмещения ущерба от преступных проявлений, поскольку при наличии уголовной ответственности юридических лиц появится возможность применять имущественные санкции непосредственно к ним.
К юридическим лицам могут быть применены следующие санкции: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью либо ликвидация юридического лица.
Законопроект рассмотрен на Совете по экономической политике и Межведомственной рабочей группе по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-розыскной деятельности, а также по нему проведены антикоррупционная и научная экспертизы.
* * *
В Круглом столе участвовали депутаты Мажилиса: Николай Турецкий, Светлана Бычкова, Айгуль Соловьева, Елубай Оразалинов, Серик Темирбулатов, Людмила Хочиева, Рамазан Сарпеков, Ольга Киколенко, Виктор Рогалев, Бауыржан Смаилов, Ирак Елекеев.
Участники встречи также: заместитель Председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) Андрей Лукин и представители министерств: финансов, внутренних дел, юстиции, КНБ, Генеральной прокуратуры, НЭПК «Атамекен» и АО «Кегок», ГУ «Института законодательства».
От международной организации участвовали: Ергалиева Назгуль – Исполнительный директор Центра исследования правовой политики, Козырев Олег Владимирович – Координатор по правовым вопросам Центра ОБСЕ в Астане, Уэлч Регина – Ассистент программы Центра ОБСЕ в Астане.
ПРОГРАММА КРУГЛОГО СТОЛА:
Доклад зарубежного эксперта по практике применения законодательства об ответственности юридических лиц:
1) со сравнительным анализом действующих законов зарубежных стран с нормами изложенного в проекте закона.
2) со сравнительным анализом действующих законов зарубежных стран,-
Ричард Сойер – профессор уголовного права в Университете Грац, Австрия (вопросы и ответы).
Выступления: Швецова Любовь – руководитель Отдела расследований, заместитель директора Финансовой полиции Службы государственных доходов Латвийской Республики, Касир Александр – юрист III ранга Отдела по борьбе с коррупцией Антикоррупционной прокуратуры Республики Молдовы, Купча Валерий, главный инспектор Управления законодательства и антикоррупционной экспертизы Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией Республики Молдовы, Элга Йоникане – заместитель главного прокурора по организованной преступности и другим специализированным отраслям Генеральной прокуратуры Латвийской Республики.
Заключительное слово и закрытие экспертной встречи: Турецкий Николай Николаевич – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, доктор юридических наук (дискуссия, подведение итогов).

По сообщению сайта Nomad.su