Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Конец мощности // Российский энергорынок ждет новая реформа

Дата: 02 марта 2011 в 10:02

Россия вскоре может лишиться одного из ключевых элементов энергорынка. НП «Совет рынка» предлагает отказаться от обещанного энергетикам еще при РАО «ЕЭС России», но введенного только с 1 января 2011 года долгосрочного рынка мощности. Вместо определения цен на мощность на конкурентных отборах предлагается ввести систему свободных договоров между энергетиками и покупателями. Однако существующая модель рынка не стимулирует энергетиков заключать такие договоры. Вчера в ходе конференции «Рынок электроэнергии и мощности: проблемы и перспективы» глава НП «Совет рынка» Дмитрий Пономарев сообщил, что конструкция долгосрочного рынка мощности (ДРМ) в электроэнергетике, введенная с 1 января 2011 года, может проработать лишь год. «Совет рынка», регулирующий работу оптового и розничного энергорынков, разрабатывает новую модель, в которой отсутствует рыночный способ раздельного определения цены на мощность и на электроэнергию. По словам господина Пономарева, модель должна основываться на принципах «достаточности генерации» и «стоимостной оптимизации». Новая конструкция пока окончательно не разработана, ее предполагается доделать к июлю 2011 года. Это, в частности, означает, что долгосрочные конкурентные отборы мощности (КОМ) на 2012-й и последующие годы будут сдвинуты на осень: они пройдут не до 1 июля, как предполагалось ранее, а до 1 октября. В рамках текущей модели энергорынка генкомпании получают деньги из двух источников — от продажи электроэнергии на оптовом рынке (основные объемы торгуются на РСВ — «рынке на сутки вперед») и от продажи мощности на ДРМ. Рынок мощности представляет собой фиксированные ежемесячные выплаты, которые должны компенсировать условно-постоянные расходы генкомпаний. На рынке электроэнергии генераторы продают реально выработанные киловатт-часы, за счет этого возвращаются переменные расходы электростанций (в т. ч. топливные). Нынешняя конструкция ДРМ, основные принципы которого были сформулированы еще при РАО «ЕЭС России», предполагает определение конкурентной цены на мощность на несколько лет вперед. Для этого должен был проводиться отбор наиболее дешевых заявок генкомпаний до полного удовлетворения прогнозируемого спроса (включая резервирование). Из отобранных заявок исключались 15% самых дорогих, получавших тариф, а цена на мощность для остальных определялась по наиболее дорогой из оставшихся заявок. Но на КОМ на 2011 год ценовой конкуренции в большинстве зон свободного перетока (зоны, ограниченные пропускной способностью сетей) не было. В 27 из 29 зон Федеральная антимонопольная служба ввела потолок цен из-за низкой конкуренции генкомпаний. Кроме того, мощность генерации, не уложившейся в отбор, была переведена на «вынужденный режим» и также будет оплачена потребителями, но по более высоким тарифам. Но в будущем «Совет рынка» предлагает отказаться от ценовых заявок на КОМ, рассказал Дмитрий Пономарев. Тем самым отбор будет проводиться только по объемам мощности электростанций. После того как генкомпании подали заявки по объемам, «Системный оператор» будет решать, достаточно ли энергосистеме генерации, пояснил господин Пономарев, а затем будет делаться вывод о стоимостной оптимизации. «Нужно сблизить рыночные инструменты с элементами государственного планирования»,— сказал глава «Совета рынка». Для определения цен планируется использовать свободные договоры на электроэнергию и мощность (СДЭМ), заключаемые между генераторами и покупателями на оптовом рынке. Эти прямые договоры должны быть одноставочными, то есть включающими одновременно как постоянные, так и переменные расходы генераторов (цену мощности и электроэнергии). Торги электроэнергией на РСВ сохранятся, уточнил глава «Совета рынка», цену мощности участники СДЭМ должны определять сами. Поставщики, не заключившие СДЭМ, должны получать за мощность лишь так называемую плату за резерв, которая, по словам господина Пономарева, будет невысокой: «лишь чтобы штаны поддержать». Потребители без СДЭМ будут обязаны оплачивать эту ставку за резерв с определенным «штрафным коэффициентом». Но сейчас СДЭМ на энергорынке сравнительно редки. Глава НП «Сообщество потребителей электроэнергии», вице-президент ТНК-BP Павел Струнилин отметил, что нефтекомпания каждый год предлагает генкомпаниям заключать прямые договоры, но не получает согласия. «Генераторы на это не идут, значит, у них нет рисков»,— полагает он. Дмитрий Пономарев оценивал долю прямых договоров в конце 2009 года в 6% в ценовой зоне Европы и Урала и в 24% — в Сибири. Старший аналитик ФК «Открытие» Сергей Бейден говорит, что сейчас конструкция рынка не стимулирует заключения СДЭМ. Это происходит, в частности, потому что на РСВ формируется единая цена на электроэнергию, определяемая по самой дорогой из отобранных ценовых заявок. В этой ситуации эффективные генераторы с низкими операционными расходами понимают, что в любом случае получат высокую маржу, и не заинтересованы в подписании СДЭМ. Как именно новая модель будет стимулировать заключение СДЭМ, пока неясно. Как отметил директор по развитию и сопровождению рынков «Системного оператора ЕЭС» Федор Опадчий, можно как использовать «запретительные меры», так и, например, делать «более волатильной» цену электроэнергии на РСВ за счет включения в нее части постоянных расходов генкомпаний.

По сообщению сайта Коммерсантъ