Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Лишь бы не было «Войны» // Государственный центр современного искусства не готов к «Инновации»

Дата: 02 марта 2011 в 10:04 Категория: Происшествия

Скандал, связанный с тем, как группу «Война» с акцией «Х.й в плену у ФСБ» сначала выдвинули на премию «Инновация», а потом задвинули, набирает обороты. «В связи с поступающей противоречивой информацией о заявке на конкурс «Инновация» работы «Член в плену у КГБ / Х.й в плену у ФСБ» арт-группы «Война» организаторы конкурса предпринимают дополнительные усилия для прояснения ситуации и принятия решения» — такое сообщение появилось на сайте Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) после того, как номинанты, члены экспертного совета и жюри «Инновации» выдвинули ультиматум, требуя вернуть «Войну» в шорт-лист. На сайте также размещено письмо Алексея Плуцера-Сарно, от имени «Войны» подтверждающего, что группа согласна с выдвижением на премию. От дальнейших комментариев руководитель ГЦСИ Михаил Миндлин в беседе с «Ъ» отказался. Видимо, временный перевес в противостоянии художников-анархистов и государственных институций на стороне анархии. Когда анархистов выдвигают на государственную премию, это, конечно, выглядит забавно. Чего уж там — официальное название их акции «Х.й в плену у ФСБ» в шорт-листе на сайте подведомственного Министерству культуры ГЦСИ даже не процитируешь, пришлось изобретать эвфемизм с «членом». Играть по правилам «Войны», плевавшей на все правила, получается только у таких же мастеров нарушать государственно-бюрократические табу, вроде куратора Андрея Ерофеева. Конфликт был неизбежен: все его участники действовали по уставу, каждый по своему. С одной стороны, национальная премия в области современного искусства «Инновация» обязана выбирать лучшие «произведения визуального искусства». Фаллос на разведенном Литейном мосту в Петербурге, вставший напротив «Большого дома», и правда шедевр отечественного стрит-арта, снискавший всенародную любовь, что для современного искусства в России в общем нехарактерно. Кроме того, группа, двое членов которой, Олег Воротников и Леонид Николаев, три месяца просидели в СИЗО, ожидая суда за организацию другой акции, расцененной как «хулиганство», нуждалась в поддержке профессионального сообщества. И получила ее: по словам Иосифа Бакштейна, комиссара Московской биеннале и члена экспертного совета «Инновации», весь совет единогласно проголосовал за «Войну». С другой стороны, получать подачки от государства анархистам вроде как западло. И участник группы филолог Алексей Плуцер-Сарно, с 2008 года отвечающий за пиар-кампанию «Войны», в интервью «Ъ» (см. «Online» от 14 февраля), поблагодарив арт-сообщество за поддержку, призвал экспертов, жюри и номинантов прекратить сотрудничество с премией. Впрочем, во всех его риторических восклицаниях («Одновременно циничная власть называет номинантами Государственной премии тех самых художников, которых она сама уже упрятала в тюрьму!» и т. п.) не было ни слова о том, что группа отказывается от премии. В истории «Инновации» был случай самоотвода кандидатов: в 2009 году от участия в конкурсе отказались Илья и Эмилия Кабаковы, но они уведомили об этом руководство ГЦСИ соответствующим письмом. Тем не менее многие СМИ проинтерпретировали интервью Плуцера-Сарно как отказ от «Инновации», что и приняли к сведению в ГЦСИ. В ночь с 26 на 27 февраля (то есть с субботы на воскресенье) на сайте ГЦСИ неожиданно появилось сообщение о том, что организаторы исключают из шорт-листа «Войну». В качестве причины указывалось, что члены экспертного совета, номинировавшие группу — независимый екатеринбургский куратор Арсений Сергеев и заместитель директора калининградского филиала ГЦСИ Евгений Уманский, не предоставили письменного согласия номинантов на участие в премии, а из сообщений СМИ явствует, что «Война» против. Однако, по информации «Ъ», многие номинанты также не присылали письменного согласия. Архитектор, художник и куратор Юрий Аввакумов, номинированный на премию в категории «Кураторский проект», говорит, что «процедура подтверждения не прописана и ГЦСИ пытается изобрести ее задним числом». В общем, после исключения «Х.я в плену у ФСБ» из шорт-листа разразился еще больший скандал, чем когда его выдвинули на «Инновацию». Незадолго до того выпущенные из СИЗО Олег Воротников и Леонид Николаев говорили журналистам, что от премии не отказываются. Алексей Плуцер-Сарно в своем блоге заявил, что все сделано «по тайному приказу Минкульта». Правда, пресс-секретарь министра культуры Наталья Уварова в беседе с корреспондентом «Ъ» отрицала, что министерство пытается как-то влиять на ситуацию. Тем не менее руководство ГЦСИ, столь буквально соблюдающее регламент в отношении «Войны», заподозрили в трусости, припоминая ему недавнюю историю с попыткой Министерства культуры снять работы Авдея Тер-Оганьяна с выставки в Лувре. Открытое письмо протеста организаторам направили члены жюри «Инновации» Андрей Ерофеев и Екатерина Деготь. Юрий Аввакумов — также в открытом письме — призвал ГЦСИ отменить «скоропалительное формальное решение», поскольку после исключения «Войны» участие в конкурсе «делается совершенно неприличным». Юрия Аввакумова поддержали член экспертного совета, выдвинувший «Х.й» на премию, Арсений Сергеев, критик и куратор Антонио Джеуза, номинированный на «Инновацию» в категории «Теория, критика, искусствознание», художник Арсений Жиляев (номинация «Новая генерация»), художник Артем Лоскутов (номинация «Региональный проект современного искусства») и куратор Татьяна Волкова (сделанные ею совместно с Юлией Аксеновой «Русские утопии» соревнуются за звание лучшего кураторского проекта). Остальные номинанты этого года к ультиматуму пока не присоединились, видимо не желая участвовать в пиар-играх «Войны». Пока организатор премии «предпринимает дополнительные усилия для прояснения ситуации», можно с уверенностью сказать одно: пиар-войну с «Войной» ГЦСИ проиграл. Остроумнее всех прокомментировал сложившееся положение Андрей Монастырский, вместе с «Войной» вошедший в шорт-лист в номинации «Произведение визуального искусства»: «Если бы Нобелевскому комитету показали в окно х.й, а те бы за это дали премию показавшим — вот ситуация с «Войной» и ГЦСИ. «Война» делает свои акции сознательно против государства, ГЦСИ — государственное учреждение. По-нормальному ни «Война», ни ГЦСИ не должны были влезать в эту историю — номинацию на госпремию. Они должны получить эту премию как соавторы — это их совместная работа».

По сообщению сайта Коммерсантъ