Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Масленица по-сибирски

Дата: 02 марта 2011 в 14:50

Как отмечали Масленицу наши предки? Были ли у иркутян в XIX веке какие-то особенные, сибирские забавы?

Наверное, самые яркие воспоминания о том, как праздновали Масленицу в Иркутске в позапрошлом веке, оставила Екатерина Алексеевна Авдеева-Полевая — старшая сестра известных русских литераторов Николая и Ксенофонта Полевых, которая много лет жила в нашем городе.

Самым популярным развлечением у горожан в масленичную неделю были катания в маленьких санках, на рысаках и иноходцах по улицам Иркутска, рекам Ушаковке и Ангаре. Кроме этого, для забавы народа градоначальники приказывали сплотить вместе несколько огромных саней и устраивали на них корабль со снастями и парусами. Туда садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица, и разные паяцы. В этот «корабль» впрягали два десятка лошадей и возили его по улицам. Позади обычно следовали толпы мальчишек и гуляк, они провожали кавалькаду песнями и разными прибаутками.

Кроме этого, наши предки на Масленицу любили устраивать катальные горы. Их сооружали изо льда как на Ангаре и в устье Ушаковки, так и во дворах домов. Катались с них на кожах, лубках, санках и даже на льдинах. Приезжая в гости к родным и знакомым, иркутяне обязательно развлекались катанием с горок.

Как вспоминает Екатерина Авдеева-Полевая, основные масленичные гуляния начинались в четверг, к этому дню иркутяне варили пиво и делали хворосты, накрывали столы скатертями и выставляли конфеты, варенья и самовар.

Был ещё один масленичный обычай, символизирующий также и встречу весны: девушки и дети одевались в яркие одежды, а женщины расстилали на снегу новые холсты, на них ставили доски с пирогами и блинами, которыми угощали гостей и угощались сами. Блины подавали с молоком, мёдом и маслом. Молоко наши предки символически связывали с кормлением и материнством, мёд считался символом чистоты, вдохновения и красноречия, а масло символизировало изобилие и защиту от злых духов.

Завершался праздник Масленицы взятием снежного городка — последнего оплота зимы. Из рыхлого влажного снега на реке, на пруду или в поле возводили городок — ставили снежные башни и стены и делились по жребию на защитников и нападающих. Народ вооружался снежками, мётлами, палками и по сигналу начинал штурм городка. Бились радостно, без страха, за торжество света. Чтобы представить, как это было весело, красочно и энергично, достаточно посмотреть на картину сибирского художника Василия Сурикова «Взятие снежного городка». После взятия городок разрушали и на его развалины выносили соломенное чучело зимы, которое сжигали; тепло и свет побеждали зиму. Так заканчивался этот древний народный праздник.

«К чести иркутских жителей надобно сказать, что они очень набожны: не только пожилые люди, но и молодые всю Масленицу ходят в церковь», — пишет в своих воспоминаниях Екатерина Авдеева-Полевая. В последний день праздника — Прощёное воскресенье — горожане служили панихиды и ездили на кладбище, чтобы поклониться праху родных. После этого весь день посвящали так называемым прощальным визитам к родителям и старшим родственникам, а вечером обряд прощения повторялся дома: слуги просили прощения у хозяев, дети — у родителей. На следующий день — в понедельник — начинался Великий пост, и называли этот первый день «чистым»: народ ходил в баню, а хозяйки перемывали всю посуду.

Екатерина Авдеева-Полевая считается первой писательницей-сибирячкой, оставившей потомкам довольно ценное литературное наследие. Она хорошо изучила быт, нравы и культуру жителей старой Сибири: горожан, мещан и купечества. Она занимала видное место среди культурных людей Иркутска: современники видели в ней женщину тонкого ума и исключительной наблюдательности.

По сообщению сайта Аргументы и Факты