Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Как магазины нарушают наши права

Дата: 02 марта 2011 в 16:00

Не так давно на входе в магазин «Магнит» мою знакомую остановила охранница. Она указала на спортивную сумку в руках у девушки и в категоричной форме предложила оставить — либо сумку в открытом ящике, либо территорию магазина.
Приказ покупателю
Мы часто сталкиваемся с приказным тоном в волеизъявлениях администрации магазинов: «Корзинку взять», «Сумку оставить», «Весами самостоятельно не пользоваться». Что же это за гостеприимство такое, когда клиент чувствует себя не покупателем, а зэком на зоне?
О порядках в сети «Магнит» мы уже рассказывали в № 41 от 13.10.2010 года. Тогда эксперты предположили, что администрация магазинов нарушает договор публичной оферты, а также законы «О торговле» и «О защите прав потребителей»: ценники на прилавках не соответствовали реальной цене товаров, которая обнаруживалась уже на кассе. Более того, магазин в письменной форме уведомлял об этом покупателей, снимая с себя ответственность за «ценовой обман».
Не так давно в редакцию «АиФ-НН» поступила новая жалоба от покупателей... 
Клиент на мушке
Но мы сейчас о других правах потребителя. Допустим, вы приходите в магазин с сумкой, слишком большой для обычной покупки. Границу между допустимым и недопустимым размером, по-видимому, определяет глазомер охранника или «гардеробщицы». Администрация как бы заранее обвиняет вас в том, что вы можете украсть или даже украдёте что-то, что этому магазину принадлежит.
Выставляя охрану на входе, магазин как бы подтверждает: «Действительно, мы не можем обеспечить сохранность собственного товара, поэтому на всякий случай будем обшаривать каждого подозрительного покупателя — ведь никто, кроме покупателей, не может бесплатно вынести из магазина нужные продукты».
— Постановка категоричного условия: сдать вещи в камеру хранения или не заходить в магазин — обозначает лишь то, что, возможно, в магазине имеются проблемы с контролем за совершением покупок потребителями, — подтверждает Михаил Черепнов, директор юридической фирмы. — Ведь любой уважающий себя магазин будет изыскивать любые способы, чтобы завлечь клиента, а не оттолкнуть его. При этом конт-ролировать процесс покупки товаров можно при помощи видеокамер и иных способов предотвращения краж.
Бабуля на стрёме
Допустим, вы оставляете свою неприлично большую сумку у «гардеробщицы» или в специальном «шкафчике для лузеров». Каким образом магазин убеждает вас, что, вернувшись, вы застанете свои вещи в целости и сохранности и вообще найдёте их на месте? «Гардеробщица», которая берёт у вас вещи и складирует их в открытых ящиках за спиной, может в любой момент уйти. У этих бабушек, целыми днями простаивающих или просиживающих в магазине, вообще есть такая привычка — пойти поболтать к соседке. Да и по доброте душевной они часто разрешают покупателям самим класть и забирать слишком тяжёлые вещи из открытой «камеры хранения».
Примерно такую же степень защиты представляют и «ящики для лузеров». В принципе, коробку с простейшим ключом не так трудно и вскрыть, особенно если вокруг толпится народ, а охрана занята отъёмом сумок у других покупателей.
Любой осторожный администратор магазина успеет письменно предупредить вас, что не несёт ответственности за сохранность вещей в ящиках, но будет настаивать на том, что вы обязаны отдать свои вещи в это ненадёжное место.
Жалуйтесь!
У Роспотребнадзора другое мнение, подкреплённое законом.
— Согласно российскому Гражданскому кодексу (пункт 2 статьи 924, «Хранение в гардеробах организаций»), хранитель вещи, оставленной в специальном для этой цели месте, обязан принять все меры для её сохранности. Меры предусмотрены другой статьёй Гражданского кодекса — 891 («Обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи», пункты 1,2), — объясняет Алексей Убайдов, и.о. руководителя управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.
— Если, не дай Бог, ваши личные вещи украдут из этих специальных ящиков, а магазин откажется возместить убытки добровольно, у вас есть право обратиться в суд, — добавляет Алексей Убайдов.
А не впускать вас в торговый зал с сумкой администрация магазина не вправе.
— Договор розничной купли-продажи между покупателем и магазином является публичным, — подчёркивает представитель Роспотребнадзора. — Согласно статье 426 Гражданского кодекса его условия магазин должен осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Если сотрудники магазина отказываются пропускать покупателя в торговый зал, тот может требовать книгу жалоб и приглашать администрацию магазина, чтобы предъявить претензии.
 

По сообщению сайта Аргументы и Факты