Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Ударим самоволкой по памятникам и площадям!

Дата: 02 марта 2011 в 16:32 Категория: Новости культуры

Отдать памятник в дар городу — дело благое. Благое прежде всего для дарителя: ведь в глазах общественности он выступает эдаким меценатом-благодетелем. Благое и для города — сколько средств в бюджете экономится! Но прежде всего благое для автора, ведь ему не приходится выдерживать конкуренцию с другими скульпторами, тем более, когда о проведении конкурсов на художественный облик этого самого памятника никто и не задумывается

Что в имени тебе моем?
Вообще решение о порядке установки памятников принимает муниципалитет. То есть каждый город решает этот вопрос по-своему. Например, в распоряжении Думы города Томска от 8 сентября 2009 года по поводу утверждения регламента установки произведений монументального и декоративно-прикладного искусства так и написано: «В случае принятия решения рабочего органа о проведении конкурса на проект администрацией города Томска утверждаются его условия, сроки проведения, программа». «В случае» — если само решение об установке памятника будет положительным и потребуется, естественно, конкурс? Или «в случае», если будет принято решение о необходимости самого конкурса?
Видно, этот последний «случай» и позволил появиться решению об установке пятиметровой конной статуи покорителя Сибири Ермака в исторической (еще и центральной) части города — на набережной реки Томи в Губернаторском квартале, напротив здания областной администрации. Конную статую национального героя выполнил бывший советский скульптор, ныне житель Лондона Юнус Сафардиар, работы которого вошли и в коллекцию Пола Маккартни, и украсили Секретный сад Лондонского королевского парка. Очевидно, звучное имя подействовало на власть, которая, естественно, приняла работу в дар от российского предпринимателя Романа Троценко, ведущего акционера аэропортов Томск и Толмачево, управляющая компания которых — «Новапорт» — и взяла на себя финансирование работ по установке памятника.
Как пояснил нашей газете замначальника департамента архитектуры и градостроительства мэрии Томска Дмитрий Ассонов, все происходило согласно «определенному алгоритму действий». Что это за алгоритм такой и с чем его едят, чиновник пояснить не удосужился — на все вопросы по поводу собрания общественности и правомочности установки памятника посредством дарения отвечал все то же: «Есть определенный порядок установки объектов монументального искусства. И мы движемся по этому порядку» (очевидно, речь идет об указанном выше распоряжении. — «ЧС»). Еще и удивился: «Вас волнуют томские проблемы, что ли? Или в Новосибирске никто ничего никому не дарит?» В конце концов адресовал к юристам.
Председатель правового комитета администрации города Томска Алексей Костецкий также был краток: в законе, мол, говорится только о предоставлении земельного участка под памятник, а это делается без торгов. Конкурсы же самих памятников не обязательны.
После подарка в виде бронзовой скульптуры Ермака все-таки последовал градостроительный совет, на котором был выбран вариант размещения скульптурной композиции. Остановились на набережной Томи. Как пояснил «ЧС» Сергей Худяков, руководитель архитектурно-планировочного бюро «Стиль», являющегося исполнителем работ по установке памятника, набережная Томска из-за нехватки средств в бюджете совсем не благоустроена. И Ермак послужит поводом изменить внешний вид любимого места прогулок томичей — ведь параллельно с возведением постамента для самой композиции (длина которой 12 метров!), будет оформлен и ландшафт близлежащей территории.

Дважды в одну реку
Итак, с местной управой разобрались. Что же до федерального свода законов, то, проштудировав его с юристом, корреспондент «ЧС» не нашла ни одного пункта по поводу дарения памятников, за исключением памятников истории и культуры. Налицо старая истина: что не запрещено, то разрешено. Хотя бывают случаи, когда и запрещают, а кто-то все равно разрешает — сам себе.
Так, тот же самый инициатор возведения еще одной скульптуры Ермака, только уже в новосибирском аэропорту Толмачево, и опять под авторством все того же скульптора Сафардиара, поставил в холле здания объекта скульптурную композицию все из той же серии «Покорение Сибири» — без всяких согласований и уведомлений администрации города Оби (на территории этого муниципального образования находится аэропорт Толмачево. — «ЧС»).
Как нам рассказал начальник комитета по архитектуре и градостроительству города Оби Вадим Савченко, даже собственник своей территории (аэропорт как-никак акционерное общество) при осуществлении каких-то изменений своих объектов (в случае реконструкции, перепланировки, какого-либо строительства) все равно обязан обратиться в орган местного самоуправления и получить разрешительную документацию. «Аэропорт в данном случае этого не сделал, — заверил чиновник. — У нас есть коллегиальный орган, называемый градостроительным советом, который принимает решение: допускать либо не допускать какие-то изменения — допустим, размещение того же самого памятника. И если говорить конкретно об этой скульптуре, то я даже не знаю, как она выглядит, потому что аэропорт Толмачево не обращался в администрацию с просьбой согласовать или получить разрешение на его размещение, то есть, по большому счету, это было самовольное действие».
Правда, чиновник сделал оговорку, что поскольку памятник все-таки — благое дело (все то же благое дело!) и никому в ущерб не идет, то и никаких мер административного воздействия к аэропорту предъявлять не стали. Точно так же, как нам сказал один уважаемый томский скульптор по поводу конной статуи Ермака: а зачем конкурс проводить, когда памятник ДАРЯТ?
Но ведь согласно такой логике любой имеющий деньги человек может навязывать городам творения своего же протеже! И кто посмеет усомниться в их художественной ценности? Разве только когда вдруг окажется, что они не нравятся самим жителям — после того, как уже будут стоять, и последует головная боль по их сносу или переселению. Достаточно вспомнить страсти по памятникам прославленного дарителя Зураба Церетели.

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»