Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Узбекистан пытается не допустить Таджикистан на южно-азиатский энергорынок, — политолог

Дата: 02 марта 2011 в 17:41 Категория: Новости политики

CA-NEWS (TJ) — Узбекистан в борьбе за влияние в регионе прибегает к использованию всех имеющихся инструментов давления на Таджикистан, видя в нем реального конкурента.

Узбекское правительство с 1 марта в очередной раз повысило ставки сбора за въезд и транзит с иностранных грузовых автотранспортных средств и автобусов, пересекающих границу Узбекистана с Таджикистаном. Как сообщает информационная служба Авеста, это уже третье повышение ставок на транзит автотранспорта, следующего через Узбекистан в Таджикистан в течение года. С мая 2010 года правительство республики повысило транзитный сбор в среднем в 1,9 раза.

Председатель Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов считает, что повышение Узбекистаном ставок сбора за проезд и транзит с автотранспорта, направляющегося в Таджикистан, является еще одним инструментом политики узбекских властей для сдерживания устойчивого развития таджикской экономики.

По его мнению, Таджикистану необходимо диверсифицировать доставку грузов автотранспортом, используя южное и восточное направление через Афганистан, Китай и Кыргызстан. Политолог отметил, что, наряду с использованием этих автомобильных коридоров, которые существенно сократят объем перевозок автотранспортом через Узбекистан, необходимо решить вопросы строительства железной дороги в Афганистан, «чтобы полностью избавиться от зависимости Узбекистана».

По его словам, новый шаг узбекских властей приведет к повышению цен на импортируемые в Таджикистан товары, что, в свою очередь, станет основополагающим фактором удорожания реализуемых в стране инвестиционных проектов, в том числе, стратегических.

«Ни один предприниматель не работает себе в убыток, поэтому цены на все ввозимые товары через Узбекистан будут повышены, — сказал Мамадазимов в интервью «Авесте». – Предпринимаемые Узбекистаном меры не повлияют на ход строительства стратегических объектов, в частности, Рогунской ГЭС, против которой так яро выступают власти соседней страны».

В начале прошлого года ситуация вокруг транспортного сообщения между Узбекистаном и Таджикистаном резко обострилась. Узбекистан резко сократил пропуск грузов, следующих в Таджикистан по железной и автомобильной дороге. В Душанбе подобную ситуацию называют рычагом давления в споре за использование водно-энергетических ресурсов в регионе, в частности, блокирование грузов, предназначенных для строительства Рогунской ГЭС.

Вопрос рационального использования водных ресурсов является наиболее острым в регионе на протяжении последних десятилетий. Этот вопрос стал основным фактором напряженных отношений между Таджикистаном и Узбекистаном.

В странах верховья региона, Таджикистане и Кыргызстане, формируются почти 90% водных ресурсов Центральной Азии, однако большая часть этих ресурсов потребляется странами низовья — Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном, причем последний потребляет воду больше всех.

«Такое противостояние в формате верховье-низовье часто становилось источником напряжения и можно предположить, что в случае отсутствия своего скорейшего разрешения оно может привести к конфликту. Ключевым моментом здесь является возрастающее потребление водных ресурсов в летний период в целях ирригации со стороны стран низовья, на фоне использования воды странами верховья для целей обеспечения отопительных потребностей в зимнее время», — пишет в своей статье Струан Стивенсон, член Европейского парламента. Статья опубликована на сайте национального информационного агентства Таджикистана «Ховар» во вторник.

В настоящее время в Таджикистане реализуются гидроэнергетические проекты, которые направлены на обеспечение энергетической независимости республики, а также осуществления экспортных поставок дешевой электроэнергии в страны Южной Азии. Эти планы осуществимы, если будет реализован проект CASA-1000, предусматривающий строительство высоковольтных линий электропередачи из Кыргызстана и Таджикистана через Афганистан в Пакистан.

Мамадазимов заявил, что последние шаги властей Узбекистана могут быть расценены как попытка не допустить Таджикистан на «очень привлекательный и перспективный» южно-азиатский энергетический рынок. Политолог добавил, что узбекские власти осознают, что электроэнергия, вырабатываемая теплоэлектростанциями Узбекистана, не сможет конкурировать с электроэнергией, генерируемой на гидроэлектростанциях в Таджикистане.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба