Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Таможенная служба хочет удвоить собственные полномочия — эксперты

Дата: 02 марта 2011 в 22:00

Государственная таможенная служба Украины может существенно расширить свои полномочия в случае принятия в парламенте законопроекта 8130 «О внесении изменений в Таможенный кодекс и другие законодательные акты Украины» (авторы – депутаты Олег Царев и Евгений Царьков). Такое мнение высказал, комментируя документ, старший менеджер отдела налоговых и юридических услуг PwC в Украине Игорь Даньков.

По словам юриста, количество задач, которые ставятся перед ГТСУ в законе, увеличено вдвое (с 14 до 26). Больше всего расширяются задачи, связанные с контрольными функциями этого органа. «Среди новых видов контроля — проверка финансово-хозяйственной деятельности. Таможня получает право проверять полноту уплаты налогов, правомерность использования льгот по налогообложению, правильность классификации товаров, а также «иные вопросы, относящиеся к компетенции таможенной службы». Практика показывает, что подобные нечеткие формулировки могут обернуться неприятными сюрпризами для предпринимателей», — отмечает  Даньков.

Старший юрист адвокатского объединения Arzinger Наталья Мартынюк отмечает, что в рамках новых полномочий таможенники смогут проверять отчеты, контракты, калькуляцию и информацию, которая находится в распоряжении предприятия.«Также предусмотрена возможность обследовать производственные, складские и торговые помещения. Таким образом, расширяются полномочия таможенных органов, как органа дознания (например, как у налоговой милиции)», — говорит она.

Игорь Даньков из PwC отмечает, что выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности, в случае принятия документа, смогут затягиваться до 90 дней с возможностью продления. «Такие длительные проверки могут отрицательно сказаться на деятельности предприятий. Ведь проверки ФХД – это, по сути, перенос таможенного контроля с момента таможенного оформления на период после выпуска товаров в свободное обращение. Однако, получив широкие права, таможенные органы не сокращают и сроки самого таможенного оформления. То есть бизнес окажется под двойным давлением», — добавляет Даньков.
 
Эксперт подчеркивает, что в законопроекте 8130 остаются неопределенными обстоятельства, при которых таможенный орган вправе заявить об обоснованных сомнениях в достоверности задекларированной таможенной стоимости. «Отсутствуют четкие перечни документов, подтверждающих таможенную стоимость, и не указано, в каких случаях они должны предоставляться. То есть таможенный орган не обязан доказывать, почему он считает задекларированную таможенную стоимость недостоверной. В то же время, на декларанта возлагается обязанность доказательства правильности таможенной стоимости всеми возможными способами», — говорит Даньков. Кроме того, несмотря на наличие в проекте документа статьи о возмещении убытков вследствие неправомерных решений таможенников за счет средств госбюджета, порядок такого возмещения еще предстоит утвердить подзаконными актами. Чего в ближайшее время сделано наверняка не будет.

Еще одной нормой, которая может стать основой для коррупционных злоупотреблений, можно считать новый институт «компромисса по делам о таможенных нарушениях». Эта норма предполагает, что если в действиях лица-нарушителя таможенных правил не усматривается состав преступления, то дело о нарушениях таможенных правил может быть прекращено путем компромисса – мирового соглашения между нарушителем и таможенным органом. «При этом мировое соглашение должно предусматривать со стороны таможенников обязательство по прекращению дела и таможенному оформлению задекларированного товара. А со стороны «нарушител», несмотря на отсутствие состава преступления, – обязательство внести в определенный срок в госбюджет средства в сумме штрафа, предусмотренного за совершенное нарушение, или же обязательство задекларировать в режиме отказа в пользу государства товары-предметы нарушения», — отмечает Наталья Мартынюк из АО Arzinger.

Напомним, что 18 февраля в парламенте был зарегистрирован законопроект 8130 «О внесении изменений в Таможенный кодекс и другие законодательные акты Украины». Документом, в частности, предлагается расширить полномочия таможенных органов, переведя ряд процедур и решений на уровень приказов ГТСУ и других подзаконных актов. Например, такими документами предлагается утверждать список документов для определения таможенной стоимости импортируемых в Украину товаров. Кроме того, предлагается предоставить ГТСУ право самостоятельно определять компании, которым будет предоставлен режим наибольшего содействия при таможенном оформлении, а также проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности компании при проведении процедур пост-аудит контроля.

Как известно, рабочая группа под руководством Вице-премьер-министра Сергея Тигипко дорабатывает свой проект Таможенного кодекса, существенно упрощающий процедуры таможенного оформления и усиливающий ответственность таможенных органов за нарушение таких процедур.

По сообщению сайта Подробности.ua