Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Микрозаем на миллиард // На облигационный рынок выходит новый игрок

Дата: 03 марта 2011 в 10:13 Категория: Новости экономики

Впервые на российском рынке компания, занимающаяся микрофинансированием, готовится привлечь средства с помощью облигаций. Компания «Домашние деньги», подконтрольная финансисту Евгению Бернштаму, рассчитывает разместить трехлетний выпуск на 1 млрд руб. Несмотря на то что эксперты оценивают потенциал рынка микрофинансирования в $10 млрд, покупать облигации таких компаний инвесторы будут только при установлении высокой доходности, считают эксперты. О том, что компания «Домашние деньги» заключила договор с российским рейтинговым агентством «Эксперт РА» на присвоение рейтинга кредитоспособности и надежности и ведет аналогичные переговоры с Fitch Ratings, «Ъ» рассказал глава совета директоров «Домашних денег» Евгений Бернштам. Рейтинги, по словам господина Бернштама, понадобились для выхода компании на публичный долговой рынок. «В конце второго — начале третьего квартала мы рассчитываем разместить дебютный выпуск трехлетних рублевых облигаций на 1 млрд руб. с полугодовым купоном»,— пояснил он. По словам участников рынка микрофинансирования, до сих пор такие компании на публичном долговом рынке средства не занимали. Официальных оценок рынка микрофинансирования нет: до января этого года он был нерегулируемым. С 4 января (дата вступления в силу закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях») его регулирует Минфин, однако реестра компаний пока нет. По оценкам Российского микрофинансового центра (РМЦ), на рынке работает около 300 компаний, самой старой из которых пять лет. «Крупнейший участник этого рынка имеет чистые активы (выданные кредиты минус погашенные и невозвращенные) более чем на 1,3 млрд руб., тройку лидеров завершает компания с чистыми активами в 450 млн руб.»,— иллюстрирует президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута масштаб бизнеса крупнейших игроков. На 1 января 2011 года объем рынка, по оценке РМЦ, составлял 27 млрд руб. (или около $1 млрд). Основных направлений у микрофинансирования три: займы наличными на срок от нескольких недель до года, средняя ставка по которым — около 100% годовых, экспресс-микрокредитование на потребительские цели (в среднем под 60% годовых) и относительно длинные предпринимательские займы малому бизнесу (в среднем под 28,5% годовых.). Компания «Домашние деньги» специализируется по первому направлению. Ее чистые активы составляют 1,3 млрд руб., просрочка по микрозаймам — 23%, что, по словам господина Бернштама, является нормальным явлением для этого бизнеса. До последнего времени компании, занимающиеся микрофинансированием, привлекали средства на развитие довольно дорогим способом. «В основном средства привлекаются от банков (под 13-17% годовых), иногда зарубежных фондов (под 9,5-10% годовых)»,— говорит Михаил Мамута. По его оценке, финансирование через облигации будет дешевле банковских кредитов на 1-1,5 процентных пункта. Более дешевое финансирование будет способствовать развитию микрофинансового бизнеса. Потенциал рынка микрофинансирования в РМЦ оценивают в $10 млрд. Согласно презентации «Домашних денег» для инвесторов, 47% взрослого населения России в возрасте от 16 лет попадают в категорию «не обслуживаемых банками» в виду слишком низкого (менее 15 тыс. руб.) или не подтвержденного дохода. К этой категории, являющейся основной аудиторией микрофинансовых компаний, относятся почти 60 млн человек (количественные данные в презентации приводятся со ссылкой на Quans и McKinsey), которые по большей части не представляют интереса для банков, в том числе и из-за отсутствия кредитной истории, наличия отказов, желания занимать маленькие суммы, выдача которых для банков нерентабельна. Впрочем, учитывая высокую рискованность сегмента, в котором работают микрофинансовые организации, перспективы привлечения долгового финансирования на публичном рынке даже крупнейшими игроками не очевидны, указывают эксперты. «На большое количество инвесторов, желающих вкладывать в такие бумаги, их эмитент, особенно без истории заимствований, вряд ли может рассчитывать»,— рассуждает аналитик БК «Регион» Александр Ермак. Обычно инвесторы не слишком охотно вкладывают средства в компанию, желающую привлечь более чем 30% от стоимости активов, указывает начальник управления анализа долговых рынков ФК «Открытие» Владимир Малиновский. Результаты первого размещения облигаций микрофинансовой компании будут определяться предложенной доходностью, указывает господин Ермак. В отсутствие других ориентиров для сравнения эксперты указывают на ТКС-банк Олега Тинькова. «Несмотря на то что его бизнес недиверсифицированный, а сегмент работы — рискованный, инвесторы покупают его облигации, причем у ТКС-банка, судя по объемам операций, немало инвесторов-физлиц»,— указывает господин Ермак. «А доходность облигаций от займа к займу снижается»,— добавляет господин Малиновский. По первому выпуску 2007 года купонная доходность была 16-18% годовых, по последнему выпуску 2011 года — уже 14% годовых. По словам Евгения Бернштама, доходность облигаций «Домашних денег» будет определяться полученными рейтингами.

По сообщению сайта Коммерсантъ