Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Счетная палата: 99% госбюджетов на ИТ расходуется эффективно

Дата: 03 марта 2011 в 10:21

АСТАНА.3 марта.BNews.kz — Неожиданно позитивную характеристику эффективности расходов российских чиновников на информатизацию дала Счетная палата – менее 1% средств в 2005-2010 гг. было потрачено неэффективно. Впрочем, не все эксперты спешат спорить с аудиторами.

Аудитор Счетной палаты Александр Пискунов проанализировал эффективность использования государственных средств на внедрение ИТ в федеральных органах власти. По его данным, опубликованным на сайте ведомства, за период с 2005 г. по I квартал 2010 г. общий объем затрат на создание и эксплуатацию информационных систем составил около 180 млрд руб. Из них неэффективно было использовано 1,4 млрд руб, пишет портал Cnews.ru.

Эту оценку эффективности распределения ведомствами ИТ-бюджетов можно считать крайне позитивной, ведь получается, что почти за пять лет «не туда» было потрачено лишь 0,77% средств. Однако столь скромная цифра выглядит неожиданной на фоне ранее звучавших заявлений.

В администрации президента недавно посчитали, что из 5 трлн руб., которые ежегодно переваривает российский госзаказ, более 1 трлн (>20%) — «порочные». «Гигантские суммы присваиваются чиновниками, а также недобросовестными коммерсантами… 10 миллионов контрактов [в год]. И значительная часть из них содержит откаты», — возмущался Дмитрий Медведев в конце 2010 г.

Мнение президента о коррупционности ИТ-сферы было еще хуже: «Насчет программного обеспечения… мы понимаем, что такое программы. Их можно оценить и в миллион рублей, и в 10 миллионов рублей. И это такой неисчерпаемый источник для воровства». Участники рынка оценивали, что откаты при заключении госконтрактов на ИТ, могут достигать 70%.

В Счетной палате сегодня не смогли ответить на вопросы CNews о методике, по которой проводился анализ. По мнению депутата Госдумы Ильи Пономарева, величина неэффективных расходов, найденных Счетной Палатой, выглядит правдоподобно, если понимать под ними лишь прямые процедурные нарушения, допущенные при заказе ИТ.

Но если действительно оценивать эффективность от вложений государственных средств в информатизацию органов власти, то оценку потерь, полученную Счетной палатой, нужно умножить на 100, считает Пономарев. Примером неэффективных госинвестиций, по его мнению, может служить общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ).

Этот центр (сайт ogic.ru) создавался прежней командой Минсвязи на базе ФГУП НИИ «Восход» для предоставления на его инфраструктуре государственных услуг в электронном виде и должен был заработать 1 января 2009 г. Но этого не произошло. Новая команда министерства создала портал госуслуг на инфраструктуре «Ростелекома», практически не задействовав ОГИЦ.

В докладе Счетной палаты также упомянут ОГИЦ. Работы по его развитию прекращены с 2009 г., что «формирует риск утраты достигнутых результатов и дублирования разработок по аналогичной проблематике», отмечают аудиторы.

В Минкомсвязи, впрочем, утверждают, что все компоненты, входящие в состав ОГИЦ, работоспособны. Они распределены на площадях в Москве, Краснодаре и Санкт-Петербурге и используются в интересах Портала управленческих кадров, Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) и Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы (МИАИС).

«В настоящее время на ресурсах ОГИЦ размещены перечень уполномоченных удостоверяющих центров, реестр сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров и реестр сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц органов государственной власти, — добавляют в Минкомсвязи. — На 2011 г. на техническую поддержку и сопровождение ОГИЦ выделено более 50 млн руб».

Оценку суммы неэффективных расходов на ИТ, приведенную Счетной палатой, в Минкомсвязи комментировать не стали, объяснив это тем, что осуществляют мониторинг создания и использования ИКТ в госорганах начиная с 2011 г.
Помимо ОГИЦ, в Счетной палате видят еще ряд проблем, «существенно снижающих эффективность расходования государственных средств» на развитие информационных систем. «Так, например, отсутствуют актуализированные к «реалиям сегодняшнего дня» государственные стандарты в сфере информационных технологий, а разработка и внедрение типовых программных решений для органов государственной власти в рамках ФЦП «Электронная Россия» носит единичный характер», — говорится в отчете.

Закупка и внедрение ПО для государственных нужд, по мнению аудиторов, производится без учета необходимости стандартизации форматов и протоколов обмена данными, вследствие чего возникают несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными между различными государственными информационными системами.

Эксперты не спешат критиковать Счетную палату за мягкость оценок. «Для большинства людей проекты уровня Электронной России выглядят как неработающий интерфейс портала государственных услуг, и каждый 10-й web-дизайнер утверждает, что в состоянии сделать его лучше. Но проблема в том, что 95% работы с подобными проектами связаны с невидимыми для посторонних глаз доработками, интеграцией различных систем друг с другом, — считает Станислав Протасов, старший вице-президент Parallels. — Не успех в реализации проекта не всегда означает неэффективность расходования средств. Он может означать просто невозможность реализации проекта на данном этапе».

В качестве примера Протасов приводит Правительство США, которое «в свое время инвестировало $2 млрд в систему учета военного контингента страны (от призывников до выходящих на пенсию)». Для запуска этой системы, по его словам, не было написано ни строчки кода, не объединено ни одной базы данных, не проведено ни одного интеграционного проекта. «$2 млрд были потрачены на разработку документации по этому проекту. Причина закрытия государственного проекта в США очень простая: они замахнулись на проект, который оказался гораздо сложнее, чем им казалось», — резюмирует эксперт.

Чтобы минимизировать расхождения в оценках эффективности расходов на ИТ в госсекторе Алексей Новодворский, заместитель генерального директора «Альт Линукс», предлагает публиковать результаты всех выполняемых работ в части программного обеспечения под свободной лицензией. Это позволит использовать типовые программы другим заказчикам, а также даст возможность экспертам оценить адекватность результатов затраченным средствам.

Источник: интернет-портал CNews.ru
Автор: Александр Левашов

По сообщению сайта Финансовый портал BNEWS.kz