Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Экономный эксперимент

Дата: 03 марта 2011 в 11:52

Для стабилизации цен на овощи СПК «Алматы» вводит новую схему реализации продуктов на своих рынках

На прошлой неделе народная молва донесла, что на рынке «Айнабулак» самый дешевый картофель в городе. В выходной день отправились на закуп – и не пожалели. Тут можно отовариться по приемлемым ценам не только картофелем, но и луком, капустой и другими овощами. А причина – социально-предпринимательская корпорация регионального развития «Алматы» на этом рынке апробирует новую систему для стабилизации цен на плодо-
овощную продукцию. Для подробного ознакомления с новой системой мы обратились к директору департамента управления активами и маркетинга СПК «Алматы» Жанболату ИСАКОВУ.
– Скажите, это как надо постараться, чтобы держать такие цены на овощи? Ведь на других торговых точках города средняя цена картофеля 140–160 тенге за килограмм.
– А у нас – 105 тенге, лук – 95–100 тенге за кило, чеснок – 50 тенге. Когда говорю у нас, я имею в виду рынки «Айнабулак» и «Алматы-Сауда». Эти рынки последние, которые остались в коммунальной собственности города и в данное время переданы на баланс корпорации. Единственный акционер СПК – акимат Алматы – поставил перед нами задачу способом так называемых «ценовых интервенций» на этих рынках не допустить резких скачков цен на плодоовощную продукцию в городе в целом. Нам пришлось идти на своего рода эксперимент, придумать свою систему.
– И какова схема, которую вы придумали?
– Схема проста. Проведенные исследования показали, что каждый продавец на рынке в месяц платит различного рода платежей на сумму до 60 тысяч тенге. По нашим расчетам, все эти платежи от общей наценки составляли до 50 процентов. И мы приняли решение освободить продавцов овощей от всех видов плат. Взамен продавцы обещали ставить наценку на утвержденые нами виды овощей не более 10 процентов от закупочной цены. Исполнение договоренности контролирует специально созданная ценовая комиссия. При установлении наценки за основу решено взять цены на оптовом рынке, сложившиеся на тот момент.
По нашим расчетам, с начала реализации проекта (с 4 декабря прошлого года) граждане сэкономили при покупке по сниженным ценам до 9 млн. собственных средств.
– А продавцы на это добровольно согласились?
– Эта схема носит экспериментальный характер. И вначале продавцы на рынках шли на соглашение с опаской. Но сегодня они убедились, что такая схема, наоборот, влечет повышение доходов за счет увеличения объемов сбыта.
Еще одна интересная деталь: буквально на днях председатель Налогового комитета Даулет Ергожин сказал, что для эффективного влияния на ценообразование нужно отменить разовые талоны на продовольственных рынках. А мы именно для этих целей такие платы отменили еще в декабре.
– Да, результат говорит сам за себя. Но, согласитесь, это не выход. Вы обуздали перекупщиков на последней стадии, то есть в самом городе. Но их полно и в начальной стадии, до оптового рынка.
– Вы попали в точку. Мы анализировали весь путь товара от производителя до потребителя и искали тот «ключик», которым можно было бы эффективно контролировать цены.
К решению этого вопроса надо подходить комплексно. СПК «Алматы» создана совсем недавно, и по объективным причинам нам пока не удалось реализовать все задуманное.
Но мы уже начали работу по налаживанию контактов с сельхозтоваропроизводителями Алматинской области и других регионов страны для покупки плодоовощной продукции. Также корпорация планирует создать свою собственную торгово-розничную сеть по реализации овощей, фруктов и других социально значимых продуктов питания по сниженным ценам. Это торговые павильоны, специальные передвижные торговые точки – автолавки и магазины.
На сегодня нами приобретено семь специализированных автомагазинов. В этих специальных передвижных торговых точках килограмм картофеля сейчас продается по 98 тенге, лук и морковь – по 90, капуста – 110, свекла – 130, тыква – 110 тенге и т. д. Корпорация планирует дальнейшее наращивание своих торговых точек.

Кайрат АМРИКУЛОВ

По сообщению сайта Вечерний Алматы