Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Закон драматургии

Дата: 03 марта 2011 в 13:50

Анна Шелепова
«НП» неоднократно писало о том, что в нашей стране регулярно появляются не совсем честные гастролеры. Суть приезда таких арт-коллективов можно сформулировать просто: денежный чес. А «изголодавшийся» зритель довольствуется тем «блюдом», которое ему достается по факту.
В неоднозначной ситуации, связанной с тем, что в двух театрах (ТЮЗе имени Н.Сац и в театре имени Лермонтова) в один и тот же день заявлена одна и та же актриса, нам помогли разобраться в Министерстве культуры и информации. Заметим, лишь благодаря активной позиции нашего издания в данный момент идет замена афиш по городу, что позволит избежать дезинформации театралов

Увы, алматинцы регулярно сталкиваются с различными сомнительными ситуациями: взять, к примеру, историю о том, как несколько лет назад появилась информация о приезде легендарной рок-команды Pink Floyd. Добропорядочная бабушка-кассирша, за что ей отдельное спасибо, сообщала прямо: «Гилмора не будет!» Разумеется, Pink Floyd оказался не настоящим, в город приехала реплика — команда Off The Wall.
И до, и после этого случая аналогичные ситуации происходили и происходят. Взять, к примеру, свежую историю: в двух театрах одновременно должна сыграть одна и та же российская актриса. Допускаем мысль, что в погоне за гонораром актриса планировала успеть сыграть сразу в двух спектаклях. Но эта версия оказалась все же неправдоподобной и в итоге была опровергнута организаторами гастролей. Вполне возможно, что кто-то мог собраться на спектакль, чтобы посмотреть игру конкретного артиста, и каково было бы его разочарование, если бы артиста не оказалось на сцене, тем более, что билеты на российские спектакли — дорогое удовольствие.
Это лишь частный случай, который вывел нас на глобальную проблему рынка: кто же виноват в несоответствии рекламы и реальной программы и кто должен контролировать гастрольные туры — с этим вопросом мы обратились в Министерство культуры и информации (так как на уровне городского акимата внятного ответа мы так и не услышали). В редакцию пришел ответ, который лишь подтвердил, что проблема в этой сфере существует серьезная.
Нам пояснили, что: «Согласно статье 29 Закона РК от 15 декабря 2006 года «О культуре» гастрольная деятельность творческих коллективов и исполнителей в Казахстане осуществляется на договорной основе, а зарубежные гастроли проводятся творческими коллективами и отдельными исполнителями на основе договоров, обеспечивающих соблюдение авторского права и смежных прав».
В переводе с языка чиновников это означает, что государство не контролирует частные и коммерческие гастроли. В устной беседе нам сказали, что вся надежда... на добропорядочность организаторов гастролей. Звучит это, мягко говоря, наивно и неубедительно: раз никто не контролирует частную гастрольную деятельность, значит, нет никаких гарантий, что зритель увидит именно то, что обещает реклама.
 В случае обмана, как нам пояснили в Минкультуры, по заявлению потребителя общественные объединения потребителей вправе обращаться с претензией к продавцу товара (услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка в добровольном порядке. Однако, если в течение десяти календарных дней продавец не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток, общественные объединения потребителей вправе обратиться в суд. Правда, как ни удивительно, алматинцы, к примеру, в ту же Лигу защиты прав потребителей с подобными жалобами не обращались.
 Касательно конкретного актуального случая рекламы об участии 18 марта российской актрисы Юлии Меньшовой одновременно в двух спектаклях в министерстве пояснили: «Руководство Государственного академического русского театра драмы имени М. Лермонтова представляет на договорной основе сценическую площадку ТОО «Фирма «Атриум ЛТД» для показа антрепризного спектакля «Шутка» с участием российских актеров.
 В настоящее время вышеуказанная организация вносит соответствующие изменения в свою рекламную продукцию в связи с заменой актрисы Юлии Меньшовой на Ольгу Тумайкину».
 Как нам пояснила представитель Минкультуры г-жа Сеитова, театры, заключая частные договора о предоставлении в аренду площадок, в принципе в частном порядке могут в рамках этих договоров прописывать пункт о проверке на соответствие информации программы, указанной в рекламных роликах, афишах. Также потребитель в частном порядке может подать жалобу в прокуратуру города.
— С юридической точки зрения предъявлять претензии потребитель должен к посредникам, то есть организаторам гастролей, — уточнила собеседница.
 У представителя администрации театра имени Лермонтова Ольги Пачикиной мы взяли контакты организатора антрепризы. Абонент уже несколько дней подряд остается недоступным... Ольга Пачикина прокомментировала предложение «НП» о том, чтобы на законном основании наделить театры, цирки, ночные клубы правами контролировать и проверять гастрольные программы так: «Мы целиком и полностью разделяем предложение по контролю над гастрольной деятельностью театров и других учреждений. К сожалению, пока это не в нашей компетенции. Со своей стороны, мы учтем пожелания и будем более внимательны при организации таких мероприятий. Также можем сообщить, что билеты на спектакль «Шутка» потребитель может вернуть в кассу театра в любое удобное время, но заблаговременно до даты проведения спектакля».
 В администрации ТЮЗа имени И. Сац нам пояснили, что уже два года работают с конкретным ТОО — организатором гастролей российских звезд. «Мы два года работаем с одними и теми же посредниками. Информация о гастролях и райдерах, которую нам предоставляли, всегда соответствовала. Последний раз к нам привозили Безрукова. Но, если бы организаторы гастролей нас подвели, наверное, встал бы вопрос, чтобы театр взял на себя полномочия контролера».
 Довольно нелепо выглядит ситуация на рынке развлечений страны. О том, что «бомбилы» из-за рубежа ездят по городам страны и зарабатывают, как могут, и их не контролируют, признают и в Минкультуры, где нам подтвердили, что такие же ситуации случаются и в других областях и городах страны. На наш взгляд, ситуацию могут изменить поправки в законодательство, когда городские и республиканские площадки могли бы самостоятельно контролировать зарубежные коллективы, которые пока в большинстве случаев откровенно пользуются пробелом в правовом поле.

По сообщению сайта Новое поколение