Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Горбачев-ремикс

Дата: 03 марта 2011 в 14:01

Вчера, 2 марта, на Первом канале прошла премьера фильма Леонида Парфенова «Он пришел дать нам волю», в котором жизнь празднующего в эти дни первого президента СССР Михаила Горбачева подверглась мастерскому ремикшированию.

Василий Макарович Шукшин был увлечен Стенькой Разиным с детства – с того момента, как впервые услышал песню «Из-за острова на стрежень». Работая всю жизнь над раскрытием сути русского крестьянства он пришел к выводу, что Разин – ключевая в нем фигура, перерыл тонны источников, а результатом стал трехчастный роман «Я пришел дать вам волю». Для русского писателя такой путь традиционен – Толстой тоже, как известно, искал истоки декабризма в войне 1812 года. Поводом для съемок фильма «Он пришел дать нам волю» журналиста и писателя Леонида Парфенова стал не интерес к истокам пресловутой Новой России (в этом направлении Парфенов куда больше сделал в рамках проекта «Намедни»), а памятная дата – 80-летний юбилей первого и единственного президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева.

Фильм, вчера вечером показанный на Первом канале, начинается традиционно бойко.

Начало Перестройки, Горбачев на пересечении Невского с Лиговским, потом резкий скачок в родное для героя «село с говорящим названием Привольное» и так далее со всеми (ну, почти) остановками.

Парфенова, как водится в его картинах, больше, чем Горбачева – сегодняшние интервью с экс-президентом занимают едва ли треть хронометража. На остальном пространстве царит сам журналист. Крупные планы судорожно сменяются средними, автор моментально перемещается между ключевыми точками биографии героя: вот парк Сокольники, где Михаил Сергеевич впервые поцеловал Раису Максимовну, вот Ставрополь, вот осколки Берлинской стены, вот нижегородская ссыльная квартира-музей академика Сахарова. А вот уже сам генсек Горбачев говорит со зрителем из поднятой Парфеновым трубки. Обороты фильм сбавляет лишь к концу, когда приходит время показать сегодняшнюю жизнь юбиляра: одиночество в дачном сумраке, взрослая внучка, навещающая деда и запись двухлетней давности, на которой Горбачев записывает с Андреем Макаревичем альбом «Песни для Раисы».

Чтобы закончить с техническими характеристиками скажем – лента сделана традиционно мастерски. Фильмы Парфенова это уже давно брэнд. «Он пришел дать нам волю» смонтирован настолько лихо, что биография Горбачева превращается в этакий брейкбитовый ремикс – с картонными схемами, хроникой, стрекочущими в саундтреке гитарами и точно расставленными ироничными акцентами.

С содержанием сложнее. В рецензии «Парка культуры» на книгу «Намедни. Наша эра. 1981–1990» уже было отмечено, что для историка, которым вновь подвизается Парфенов, судить о временах своей молодости дело весьма опасное. А уж тем более опасно для автора говорить о фигуре, которой он в значительной степени обязан своей блестящей карьерой.

Стараясь сохранить маску ироничного резонера (например, передразнивая украинский говор и знаменитые жесты генсека), Парфенов то и дело срывается на восторг и спорные ремарки (помимо «села с говорящим названием», звучит, скажем, словосочетание «хула на лихие 80-е»).

Испытывая понятное желание воспеть Горбачева-вестника свободы (слова, совести и пр.) и плюрализма, он, что называется, пробалтывает спорные эпизоды, которые есть в биографии любого политика и которые придают объема любой большой фигуре. Это касается, в первую очередь, захлопываний выступлений того же Сахарова или знаменитого выступления Ельцина на XXVIII съезде, на котором он заявил о выходе из партии.

Доходит до смешного – после подробного эпизода, в котором немецкий народ просил Горбачева помочь с разрушением Берлинской стены, Парфенов вовсе забывает рассказать о том, как генсек стал президентом.

Все эти претензии, разумеется, можно списать на то, что среди зрителей, очутившихся в половине одиннадцатого вечера перед телевизором, вряд ли были люди, не знакомые с предметом, а сам фильм предназначен многочисленным поклонникам Горбачева. Впрочем, быть может, главное назначение этого фильма – подарок самому юбиляру, который после распада Союза уже не может претендовать на очередную звезду героя, но взамен получил нарядный ремикс своей жизни от одного из лучших журналистов страны.

По сообщению сайта Газета.ru