Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Арт-обзор

Дата: 03 марта 2011 в 17:01

Зодчий и художник в одном лице
В Центральном выставочном зале проходит выставка архитектора, художника Раиса Кульшариповича Умиршина, посвященная 70-летию со дня его рождения. С самого детства художник не выпускал из своих рук карандаша, на что, впрочем, никто в семье не обращал особого внимания. Но все предопределил случай, и далеко не ординарный. Ребенок получил благословление самого Каныша Имантаевича Сатпаева, оказавшегося в командировке в Атырауской области. Ознакомившись с рисунками Раиса, он благословил мальчика на профессию художника.
Впоследствии получив образование архитектора в престижном московском вузе, Раис-ага продолжал свои занятия живописью, рисунком, воспринимая это как собственное хобби. Он вполне состоялся как архитектор, имея за плечами целый ряд проектов, является автором дизайна ордена «Курмет». Живопись же старался освоить настолько же профессионально, тем более, если учитывать, что зодчий и художник — по существу, смежные профессии.
На выставке представлены акварельные работы автора, хотя в его творческом багаже достаточно картин, выполненных в технике масла, гуаши. Но он все же отдает предпочтение акварели. Художника бесконечно интригует сложность этого материала, требующего безошибочности мазка. В противном случае работу просто невозможно исправить.
Его не пугает трудность жанра портрета, где важно найти адекватность внешнего и внутреннего облика человека. Раис-ага, как правило, изображает близких ему людей, о качествах которых он знает практически все. Портрет своего деда, человека, обладающего необыкновенным юмором и одновременно сурового нрава, прошедшего две войны, он писал с маленького черно-белого снимка. Это не помешало ему, подключив собственное воображение, создать образ, достаточно глубокий по своему психологизму и достоверности. В его автопортретах с точностью передан живой увлекающийся характер человека, способного вдохновиться любым эпизодом, событием, явлением, представляющим эмоциональный либо эстетический интерес. Очень убедительным получился и портрет отца, участника Великой Отечественной войны, человека активной жизненной позиции. В его облике отражается типаж советского человека с характерным позитивным отношением к действительности, невзирая на многочисленные сложные обстоятельства, каковыми изобиловала жизнь старшего поколения.
Живая акварельная техника позволяет ему создать переменчивые состояния окружающей природы. В его городских пейзажах неизменно видна рука архитектора, с легкостью выстраивающего панорамы зданий в разных разворотах и ракурсах. Представленная выставка — следствие большой творческой самоотдачи и неутомимости Раиса Умиршина, дающая ему огромный стимул для дальнейших художественных поисков и находок.

Преданность своей земле
В галерее «Вернисаж Дома художников» открылась юбилейная персональная выставка члена Союза художников, члена Союза журналистов Республики Казахстан Сарсенбая Алиева. Он сейчас преподает изобразительное искусство и трудовое обучение воспитанницам Женского педагогического института.
Путь к профессии художника был для Сарсенбая далеко не простым и не совсем доступным. Родился он в далеких степях Атырауской области, где о такой специальности не имели даже представления. Знаковым в его творческой судьбе оказался эпизод поездки в село Досор, где он впервые увидел мастерски написанный портрет маслом дирижера Рысбая Кабиева кисти ныне известного художника Табылды Мукатова. Полученное впечатление оказалось настолько сильным, что Сарсенбай принял решение стать художником. Но вся его родня оказалась против его выбора. И все же благодаря собственной решительности он оказался в Алматы, где и окончил художественное училище.
Во время своей деятельности в качестве художника в театре Атырау Сарсенбай знакомится с графиком М. Кисаметдиновым, скульптором В. Рахмановым, которые рекомендуют ему поступать в театрально-художественный институт. Уже со студенческих лет он принимает активное участие в художественных выставках.
На характер и содержание творчества Сарсенбая большое влияние оказали незабываемые детские впечатления. Практически он воспитывался у своего деда Сальмена, с которым выезжал на далекие пастбища, любовался видами нетронутой природы, слушал в мастерском изложении своего мудрого наставника народные притчи, сказания, байки...
Главными героями его произведений являются величественные панорамы казахстанской природы, идиллия аульной жизни с ее неспешностью и тонкой поэзией. Сарсенбай настолько точно запечатлел в своей памяти, а также в многочисленных этюдах природу своего региона, что ее просто невозможно перепутать ни с какой другой местностью. Это для непосвященных людей кажется, что степи — они и в Африке степи. Но наблюдательный глаз художника видит незаметные для простого зрителя приметы атырауской степи, пустынь с характерным рельефом, растениями, воздушной атмосферой.
Мария Жумагулова

По сообщению сайта Новое поколение