Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Эволюция egov.kz

Дата: 03 марта 2011 в 20:50

АСТАНА. 3 марта. BNews.kz — С января виртуальный аналог отечественного Кабмина начал предоставлять населению более 70-ти услуг on-line. Электронные справки уже стали настолько востребованными, что уже с начала года их было выдано 650 тысяч! Тогда как 2 года назад общее количество выданных справок за целый год составляло лишь 30 тысяч. Число посетителей портала www.egov.kz нынче увеличивается ежеминутно, как, впрочем, и постоянных «клиентов» — казахстанцев, которые уже оценили преимущества контакта с чиновниками через Интернет, минуя очереди, экономя время, деньги и нервы.

При такой (теперь уже весьма показательной) статистике возрастает роль «технического куратора», интегратора и консультанта — АО «Национальные информационные технологии». В его ответственности, прежде всего, стратегическое планирование, «отслеживание» хода реализации проектов, выработка единых правил, с помощью которых госорганы могут «влиться» в существующую инфраструктуру «е-правительства». О том, как осуществляется процесс, в интервью корреспонденту ИА «BNews.kz» рассказал заместитель председателя правления АО «НИТ» Руслан ЕНСЕБАЕВ.

— Первым этапом формирования «e-government» в свое время стало создание базовых компонентов — портал, шлюз, государственные базы данных. Наша компания занимается их поддержкой, контролируя и стимулируя адекватное развитие. Еще один серьезный вопрос — экспертиза: многие ведомства раньше могли сами «придумывать» е-проекты вне рамок единой стратегии, которая, если и существовала, то только на бумаге. На деле же управлять этим процессом было очень сложно. Теперь мы осуществляем предварительный отбор, исходя из четко расставленных приоритетов, и главный из них — не «внутренняя информатизация», как это было «принято», а предоставление электронных услуг населению.

— Руслан Сатбекович, ведь именно за «внутреннюю информатизацию» «е-правительство» изначально и ругали: дескать, чиновники сами себе жизнь облегчают, а население этим «облегчением взаимодействия» никак не охвачено. Напротив, оно усложнилось, когда речь зашла не просто о просматривании сайтов, а об оплате госуслуг через Интернет, поскольку ни Всемирной сети с ее «опасностями», ни госорганам с их предложениями народ просто не доверял. Действительно ли внедрение «egov» серьезно затормозилось на транзакционном этапе? И как «отпустить» эти тормоза?

— Я бы не стал называть это «торможением»: просто до определенного этапа в рамках «е-правительства» создавались е-сервисы, а многие наши граждане не только не умели ими пользоваться, но и просто не знали о таковых. Есть официальная статистика: на начало прошлого года в Казахстане было выдано около 20 тысяч электронных справок, а сегодня их количество приблизилось к 2,5 миллионам. Транзакционных же услуг просто не было: первые, как-то оплата налогов через наш портал и штрафов за нарушение правил дорожного движения, начали запускаться осенью 2010-го. И я могу заверить, что эти сервисы очень востребованы: так, лишь за две недели нарушители ПДД on-line пополнили казну на 300 тысяч тенге, динамика позитивна и сегодня. К тому же, в будущем (с помощью инфраструктуры egov) осуществить оплату можно будет наличными через инфо-киоски, массово установленные в местах скопления людей и, в основном, используемые для пополнения счетов сотовых телефонов.

…Конечно, не буду отрицать, что среди населения до сих пор есть определенное недоверие к Интернет-транзакциям, я и сам долго думал, прежде чем переходить на homebank или покупать e-ticket на самолет, но постепенно все это вошло в обиход, более того — в привычку. И недоверие пройдет, надо лишь сделать первые шаги в пространстве Всемирной сети.

— А с чем связан такой «прорыв»: за прошлый год количество выданных справок увеличилось в десятки раз? Привычки так быстро не меняются…

— Безусловно, большую роль сыграла  информационная кампания, которую мы проводили в Астане и Алматы последние четыре месяца: за этот срок число посетителей портала выросло в разы. С этого года запланированы  многочисленные акции по регионам. Но, в первую очередь, прорыв связан с тем, что с мая 2010 года в Министерстве юстиции перешли на выдачу справок о недвижимости исключительно в электронном виде. Успешная реализация этой инициативы способствовала тому, что на уровне Премьер-Министра было принято решение перевести максимальное количество услуг, уже доступных на портале, в общеобязательный е-формат. К примеру, вопрос касательно выдачи справок о пенсионных начислениях, уже проработан с Министерством труда и социальной защиты.

— Получается, что успешное развитие «электронного правительства» возможно, только если государство «навязывает» этот прогресс с помощью отсутствия альтернативы? Как это произошло с электронными госзакупками методом ценовых предложений.

— Нельзя сказать, что все созданные сервисы — идеальны. Но «электронное правительство» не просто функционирует, оно эволюционирует. А общеобязательность лишь ускоряет переход к лучшему. И я думаю, что через два-три года уже не надо будет никого заставлять: люди сами начнут понимать, что е-услуги удобней, эффективней и дешевле.

— Это такое оптимистичное утверждение, но ведь шесть лет назад, когда программа «egov» только начиналась, ее вдохновители тоже говорили, что в 2010-ом все мы будем жить в информационном обществе. На дворе 2011-й. И что же?

— Большинство важных целей и задач, которые ставились шесть лет назад, были достигнуты и решены, в частности, создана вся базовая необходимая инфраструктура, а это уже немало. И если в 2005-ом назад всего 3% казахстанцев пользовались Интернетом, то сейчас их более 20%. Этот процесс — необратим.

— Однако далеко не все граждане столь «продвинуты», а государственную программу снижения информационного неравенства свернули. Неужели в ней нет никакой необходимости?

— Эта программа принесла свои плоды, она была особенно важна для пожилых людей, для которых знакомство с новыми технологиями — осложнено по объективным причинам. Сворачивание программы не означает отмены планов по снижению информационного неравенства. В этом году в АО «НИТ» запланированы соответствующие мероприятия, пусть уже и не в тех масштабах. Кроме того, акиматы согласовали с нами программы развития территорий, где один из важнейших разделов — информатизация, и одним из показателей определено доведение компьютерной грамотности населения до 60% к 2014 году.

…Изыскивать средства и обучать людей придется. Без этого невозможно достичь информационного общества. Думаю, что чуть позже, чем прогнозировалось ранее, но Казахстан придет к нему. Мы движемся в этом направлении, не отклоняясь от курса.

— И все же при отсутствии отклонений налицо некоторые препятствия. К примеру, многочисленные жалобы пользователей связаны с процедурой выдачи электронной цифровой подписи, нужной для пользования сервисами портала. Упростить ее поручил Премьер-Министр. В чем же там загвоздка?

— Это самый «больной» вопрос продвижения «электронного правительства». Так, для того, чтобы подпись «работала», нужно установить порядка трех дополнительных технических компонентов, специфика работы с которыми зачастую не понятна рядовым пользователям.

Ко всему, тот программный продукт, который мы имеем сейчас, основан на советских стандартах криптографии, и его очень сложно интегрировать в новые информационные системы, непростым оказалось взаимодействие с браузерами, антивирусами, которые иногда «конфликтуют». Не поддерживается этот сервис и в мобильных телефонах. На перспективу мы намерены внедрить международные стандарты — алгоритм шифрования RSA, что позволит избежать подобных сложностей. Этот переход мы планируем осуществить уже в первой половине текущего года.

— Может, стоило бы по-другому подойти к этой проблеме, и часть услуг просто освободить от требования ЭЦП?

— ЭЦП — аналог личной подписи, и некоторые справки нельзя освобождать от ее требования, поскольку сразу же возникнет немало желающих получить те или иные сведения. Но мы провели анализ, и выяснили, что, к примеру, оплату налогов вполне можно производить без подписи, как и получать информацию о последней дате пенсионных начислений (без «цифрового сопровождения»)… Все это уже реализовано на портале.

— Было озвучено, что к концу года на портале должно предоставляться свыше 70 услуг. Но не подменяет ли погоня за количеством — качество? Не делается ли Правительство «электронным» большей частью для того, чтобы поставить «галочку» и занять более высокое место в очередном престижном международном рейтинге?

— Очень хороший вопрос. Для меня лично переход от количества е-услуг к их качеству — в приоритете. Обычно эксперты выделяют несколько этапов развития «е-правительства»: информационный (присутствие госорганов в сети), интерактивный (выдача справок), транзакционный (возможность осуществления платежей on-line) и, наконец, информационное общество. Но на пути к нему можно выделить еще и интеграционный (трансформационный) этап, знаменующий собой, то самое качество — комплексные сервисы. Конкретный пример: вместе с министерствами труда и социальной защиты, министерством юстиции и здравоохранения в течение прошлого года мы прорабатывали комплексную услугу, «завязанную» на жизненной ситуации — рождение ребенка. Не секрет, что за таким счастливым событием следует «тоскливое» хождение по инстанциям: получение справки в больнице, посещение ЗАГСа (с предварительным сбором документов), ГЦВП, дабы оформить пособие на рождение. Нужно вставать в очередь в детский сад и так далее.

В этом году все станет намного проще: факт рождения ребенка будет фиксироваться в информационной системе Минздрава, куда также «вбиваются» нужные данные о родителях. Автоматически все это передается в государственную базу данных физических лиц, малышу присваивают ИИН, следующая ступень — ЗАГС. Когда свидетельство о рождении будет готово, родителям, зарегистрированным на портале, придет соответствующее уведомление. Бумагу в принципе даже не обязательно забирать самим — ее могут доставить через «Казпочту». То же самое — с ГЦВП: отпадет необходимость в адресной справке, копиях удостоверений личности и банковской карточки, поскольку БВУ предоставляют проверку принадлежности карт-счету физическому лицу по ИИН. Остается только ждать, когда «упадут» деньги — единовременное пособие.

Таким образом, мы избавим пользователей «e-government» от четырех походов по госорганам и обеспечим в десять раз более эффективное использование времени. Это я и называю переход количества в качество. И это подкрепляется Законом «Об электронном правительстве», принятом в 2010 году, одна из норм которого гласит, что поставщик услуг — госорган не имеет право требовать от граждан бумажных документов, если эти данные в электронном виде хранятся в информационных системах.

— По поводу закона: с его появлением все электронные справки — легитимны. И вы сказали «мы договорились с банками», но, тем не менее, насколько мне известно, некоторые БВУ категорически отказываются принимать е-документы…

— Отказывались. Недовольные жители даже писали и на блог министра связи: «мол, зачем такая справка, если в банке ее не принимают?». Для разрешения ситуации была создана специальная рабочая группа, куда вошли представители Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Национального банка, практически всех крупных БВУ и АО «НИТ». На сегодня практически все банки приняли внутренние инструкции и, соответственно, должны принимать электронные справки. И все же отголоски проблемы до сих пор слышны, но это уже связано со слабой информационной работой внутри самих финансовых организаций. Надеюсь, что скоро эти «пробелы» исчезнут.

— Развитие проекта «электронное правительство» в этом году находит свое продолжение в рамках отраслевой «информационно-коммуникационной» программы. На чем планируется делать акцент, и каковы первостепенные задачи АО «НИТ»?

— Безусловно, это создание дополнительных услуг и комплексных сервисов. Развитие «е-лицензирование» и его «подключение» к Таможенному союзу. Кроме того, это продолжение работы по развитию центров обслуживания населения. Она решает ряд задач: во-первых, оптимизация пакета документов, предоставляемых гражданами. Так, в настоящее время ЦОНами оказывается 71 услуга, которые «требуют» от населения 164 вида различных бумаг! За последние 10 месяцев через центры было проведено около шести миллионов сервисов с затребованием около 70 миллионов копий документов! Какой коэффициент бюрократизаций! Наша цель — заменить волокиту запросами из баз данных.

Во-вторых, — это обеспечение мониторинга качества оказываемых услуг. В соответствии с поручением Главы государства, была разработана методика оценки и реализован следующий механизм: все заявки, которые поступают от граждан, будут фиксироваться в системе и попадать в централизованную базу данных. То есть мы будем владеть полной информацией: сколько запросов находится на исполнении, сколько просрочено и почему. Те же самые сведения будут доступны, собственно, заявителю и… руководству страны. Оно сможет оперативно узнавать, в каких регионах, в разрезе каких услуг и госорганов есть «проволочки».

По сообщению сайта Финансовый портал BNEWS.kz

Читайте также