Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Союз «Атамекен» о Концепции развития корпоративного права в Казахстане

Дата: 04 марта 2011 в 06:52

www.atameken-kz.com, 3 марта

Министерство юстиции
Республики Казахстан
На исх. № 8-3-4/И-728, от 11.02.2011г.

Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен», в рамках Плана работы Совета по правовой политике при Президенте Республике Казахстан, относительно рассмотрения вопроса «О концепции развития корпоративного права в Казахстане» сообщает следующее.
Одним из основных приоритетов государственной политики на сегодняшний день, является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Стимулирование предпринимательской активности во всех ее формах и устранение необоснованных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности, что является необходимым условием нормального функционирования экономики.
Справедливая, современная и эффективная система корпоративного законодательства принципиально важна как для экономики, так и для общества в целом. НЭПК «Союз «Атамекен» рассматривает процесс совершенствования корпоративного законодательства как важную предпосылку укрепления рыночных основ экономики страны.
Реализация Концепции позволит:
— вывести на новый качественный уровень систему корпоративного управления в Республике Казахстан;
— повысить привлекательность казахстанских компаний для внутренних и внешних инвесторов;
— снизить количество и остроту корпоративных конфликтов и ввести механизмы их эффективного урегулирования;
— повысить результативность государственного регулирования данной сферы;
— снизить дублирующие функции государственных органов и излишнее администрирование, по регулированию данной сферы;
— обеспечить необходимую гибкость для будущего развития.
Необходимым условием успешности проводимого реформирования корпоративного законодательства является комплексность регулирования. Слабость института акционерных форм инвестирования и кредитных заимствований в сфере деятельности казахстанских промышленных и непромышленных предприятий в значительной степени обусловлена не столько недостаточным развитием современного инструментария фондового рынка и форм кредитования, сколько высокой степенью нестабильности казахстанской экономики и высокими инвестиционными рисками. Вместе с тем анализ тенденций развития финансового рынка Казахстана свидетельствует о наличии системных недостатков как банковского сектора, так и фондового рынка. Следовательно, вопрос развития акционерной формы отношений в бизнесе нельзя рассматривать в отрыве от развития фондового рынка и банковского сектора.
Так же, можно выделить несколько основных корпоративных моделей, преобладавших или преобладающих в различных странах на том или ином этапе их развития: публичная модель (модель общественных интересов), модель собственника, модель менеджера, социальная модель (модель участия трудового коллектива) и модель стейкхолдеров (модель баланса интересов всех заинтересованных лиц – инвесторов, акционеров, менеджеров, работников, контрагентов и пр.). В зависимости от того, какая модель используется, защищаемые интересы, которым отдается приоритет в законодательстве и/или в правоприменении, различаются.
Казахстанским законодательством были восприняты основные постулаты модели собственника, свойственные в большей степени странам англосаксонской системы права, рассчитанным на дисперсную систему акционерной собственности. Анализ форм бизнеса, присущих сегодняшнему этапу развития отечественной экономики, свидетельствует о необходимости учитывать сосуществование различных корпоративных моделей. При этом общественный интерес должен определяться с учетом средне — и долгосрочных задач социально-экономического развития страны
В западных юрисдикциях система форм ведения бизнеса в основном устоялась. Развитие средних и малых форм бизнеса стимулируется государством как налоговыми привилегиями, так и оказанием серьезной методической поддержки. Регулирование акционерных форм, как правило, дифференцируется в зависимости от критерия публичного обращения ценных бумаг. К публичным компаниям предъявляются более высокие требования, связанные с прозрачностью и отчетностью. Таким образом, при совершенствовании корпоративного законодательства необходимо также учитывать проблемы раскрытия информации, где интересы непосредственных участников корпоративных отношений тесно взаимодействуют с публичным интересом. Информационная прозрачность является одним из краеугольных камней рыночной экономики.
Оценка текущего состояния и тенденций развития корпоративных отношений в Республике Казахстан свидетельствует о том, что типологию юридических лиц необходимо привести в соответствие с реальной ситуацией. С одной стороны, следует выработать критерии публичности и установить к публичным компаниям требования, обеспечивающие их прозрачность и подотчетность перед инвесторами, кредиторами, государством и обществом. Поскольку на сегодняшний день в различных нормативно-правовых актах установлены различные понятия публичных компаний. Данный комплекс мер позволит усилить государственный и общественный контроль за наиболее значимыми субъектами. С другой стороны, одновременно необходимо комплексное стимулирование развития средних и малых форм бизнеса, в том числе путем смягчения и упрощения требований в сфере корпоративного управления.
С учетом того, что закрепление правом наиболее сбалансированной модели урегулирования отношений позволяет достичь значительного снижения экономических издержек, при разработке нормативных правовых актов в области корпоративных отношений надлежит учитывать:
1) какая модель отношения всех заинтересованных субъектов (включая государство) в большей степени соответствует интересам общества в целом, в том числе какова приоритетность интересов каждого из субъектов (группы субъектов) в правоотношении;
2) какому субъекту (группе субъектов) в правоотношении, должна предоставляться дополнительная защита как более слабой стороне в отношении;
3) какая из моделей регулирования является наименее затратной для всех заинтересованных субъектов.
Таким образом считаем, что:
1. Основными задачами совершенствования корпоративного законодательства должны быть:
• Повышение конкурентоспособности казахстанских организаций.
• Развитие фондового рынка, в том числе путем стимулирования использования акционерной формы ведения бизнеса.
• Совершенствование правового обеспечения в области концентрации и диверсификации бизнеса.
• Совершенствование правовых основ корпоративного управления.
• Снижение излишнего администрирования и дублирующих функций государственных органов.
2. Решение основных задач в области развития корпоративного законодательства должно осуществляться путем:
• Совершенствования форм ведения бизнеса на основе модернизации законодательства о юридических лицах.
• Создания правовых условий деятельности бизнеса, способствующих развитию рыночных основ экономики, защите права собственности и привлечению инвестиций.
• Внедрения в национальное законодательство и правоприменительную практику всемирно признанных принципов корпоративного управления.
• Обеспечения правового регулирования, направленного на установление баланса интересов всех заинтересованных участников корпоративных отношений, включая само юридическое лицо, и общество в широком смысле слова.
• Устранения излишних барьеров на осуществление предпринимательской деятельности.
• Обеспечения транспарентности бизнеса.
3. Основными принципами корпоративного управления, реализуемыми в корпоративном законодательстве, должны стать:
1. Справедливость: система корпоративного управления должна защищать права акционеров и обеспечивать равное отношение ко всем акционерам, вне зависимости от их доли участия и места нахождения (резидент или нерезидент). Все акционеры должны иметь доступ к эффективным средствам защиты в случае нарушения их прав.
2. Ответственность: система корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц, способствовать активному сотрудничеству между акционерными обществами и заинтересованными лицами в целях создания рабочих мест, повышения благосостояния и обеспечения финансовой устойчивости предприятий.
3. Прозрачность: система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам, касающимся акционерного общества, в том числе о его финансовом положении, результатах деятельности, структуре собственности и управления.
4. Подотчетность: система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство обществом, эффективный контроль за управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров обществу и его акционерам.

Председатель Правления А. Перуашев

По сообщению сайта Nomad.su