Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Энергетикам грозит железный занавес // Импорт оборудования в Россию может быть ограничен

Дата: 04 марта 2011 в 10:05 Категория: Новости экономики

Государство хочет ограничить присутствие иностранных производителей оборудования на российском энергорынке. В частности, к 2025 году их доля в поставках для новых проектов не должна превышать 10% против нынешних 60%. Для этого Минпромторг предлагает усилить госконтроль над энергетическим машиностроением и поддержать отрасль, в частности, за счет тарифов и таможенных пошлин. При достижении доли иностранного оборудования в энергосистеме 20% речь может идти даже о прямом запрете его закупок. Вчера Минпромторг представил стратегию развития энергомашиностроения до 2030 года. Основная идея документа — импортозамещение. Если сейчас доля импортного оборудования в анонсированных проектах ввода мощностей превышает 60%, то к 2015 году она должна снизиться до 40%, а к 2025 году — до 10%. Россия при этом не только удовлетворит свой собственный спрос на энергооборудование, но и станет заметным игроком на мировом рынке: ее доля на нем вырастет с нынешних 2% до 15%. Добиваться таких результатов Минпромторг предлагает за счет стандартного набора мер — самым первым в стратегии указано таможенно-тарифное регулирование рынка. Означает ли это, что правительство намерено повысить пошлины на импорт оборудования (сейчас составляют 5-15%), в Минпромторге «Ъ» не пояснили. Зато в стратегии прямым текстом написано, что «в случае достижения доли российской энергосистемы, основанной на зарубежном энергетическом оборудовании, требующем регулярных поставок запасных частей иностранного производства, значения в 20% участие в конкурсах заявок с зарубежным оборудованием должно быть законодательно запрещено». Кроме того, министерство предлагает привязать тариф на электроэнергию к покупаемому оборудованию — как именно это будет работать, в Минпромторге также не поясняют, отмечая лишь, что с помощью тарифов следует стимулировать российских энергетиков покупать отечественное. С формальной точки зрения ввести тарифное стимулирование, например в виде надбавки энергокомпаниям к плате за мощность, возможно, считает старший аналитик ФК «Открытие» Сергей Бейден. Но, по его мнению, платить нужно не за отечественное оборудование как таковое, а за качество этих мощностей. Аналитик полагает, что лучше стимулировать машиностроителей, а не их потребителей. Но даже при реализации всех этих мер государство не надеется, что отечественные машиностроители справятся с развитием своего бизнеса сами. Минпромторг предлагает «партнерский вариант» развития отрасли. В рамках него предприятия должны создавать на условиях «частно-государственного партнерства» консорциумы, в которых государство будет играть «определяющую и решающую роль». В атомном машиностроении подобная структура уже создана — ОАО «Атомэнергомаш», подконтрольное Росатому. Контроля над ключевым поставщиком, ОАО «Ижорские заводы» (производитель реакторов), он, впрочем, пока так и не получил, но переговоры с владельцем компании, Газпромбанком, продолжаются, рассказывают источники «Ъ». Создавая консорциумы, государство готово делить с участниками рынка риски запуска пилотных проектов и софинансировать НИОКР. И то и другое крайне важно для отрасли, «даже отчасти важнее таможенно-тарифного регулирования», заявили «Ъ» в «Силовых машинах», подчеркнув, что в целом стратегию развития Минпромторга поддерживают и принимали участие в ее подготовке. Софинансирование НИОКР может идти, в частности, за счет новой подпрограммы в рамках ФЦП «Национальная технологическая база». Однако даже в условиях «частно-государственного партнерства» основную часть затрат Минпромторг предлагает переложить на внебюджетные источники. Общую стоимость стратегии министерство оценивает в 157,4 млрд руб., и на собственные средства предприятий и кредиты из них придется 135 млрд руб. Бюджет, впрочем, также готов поддерживать отрасль субсидированием процентных ставок, облегчением уплаты НДС, развитием образования и т. д. Если стратегия не будет реализована, это создаст риск для энергобезопасности России, считают в Минпромторге. Пока суммарная доля импортного оборудования в российской энергетике (имеются в виду уже построенные мощности) не превышает 5%, но если не развивать энергомашиностроение, она составит 27%, «что недопустимо». В опрошенных «Ъ» иностранных компаниях вчера не комментировали стратегию, хотя в Siemens и Alstom заметили, что в целом стратегия концерна в России нацелена не столько на импорт, сколько на организацию производства в стране. Энергетики отнеслись к идеям Минпромторга прохладно. В «РусГидро» «Ъ» заявили, что оборудование российского производства не может закрыть все потребности отрасли. «Импорт — это не просто импорт железа, а покупка передовых технологий,— поясняют в компании.— Дешевле их приобретать, чем разрабатывать самим». Глава Фонда энергетической политики Сергей Пикин добавляет, что введение пошлин может привести к тому, что будет закупаться «менее эффективное оборудование». Он отмечает, что отечественные производители удерживают рынок по некоторым позициям, например паровым котлам, а элегазовые выключатели для подстанций в России вообще не выпускаются. Кроме того, договоры на поставку мощности, обязывающие энергокомпании вводить новые мощности и устанавливающие параметры возврата инвестиций, уже заключены, и изменение таможенных пошлин может затруднить окупаемость этих проектов.

По сообщению сайта Коммерсантъ