Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Т.Мадылбай: Усуньский период истории Кыргызстана

Дата: 04 марта 2011 в 11:22

CA-NEWS (KG) — Усуньский период истории Кыргызстана

В конце IV-III вв. до н. э. в Центральной Азии складывается сильная держава хунну. Они-то и двинулись на Запад, и первым же их натиск пришлось пережить сакам. Так пало Сакское царство со столицей Рахшанак (по-гречески Роксанака). В результате смешения сакских и хуннских народов образовалось усуньское государство. В 160 г. до н. э. возникло новое независимое владение во главе с вождем («царем»), носившим титул «гуньмо». Так сложилось Усуньское объединение, граничившее на востоке с хунну, на юге — с Восточным Туркестаном, на юго-западе — с Парканой (Ферганой), а на западе — с Кангюем.

Усуньское государство было разделено на своего рода уделы, управляемые сыновьями владетеля, причем гуньмо оставлял за собой центральную часть страны и верховную власть. Столицей усуней был город Чигу, который размещался в Иссык-Кульской котловине. Это был крупный центр на одном из ответвлений Великого шелкового пути.

Открытые археологами оседлые поселения усуньского времени внесли определенную ясность в наши представления о хозяйстве усуней. Два таких поселения выявлены в Чуйской долине — одно у с.Аламедин, к северу от г.Бишкек, второе — у северной окраины г.Кара-Балта. В культурном слое найдена многочисленная керамика, а также глиняное прясло и поделки из кости. Среди каменных изделий — зернотерки, грузило и каменная заготовка. В керамике преобладают сосуды хозяйственного назначения, характерные для оседло-земледельческого населения. О занятии земледелием свидетельствуют также хозяйственные ямы и многочисленные зернотерки, а также остатки костей домашних животных. Таким образом, Кара-Балтинское поселение, датируемое I-III вв. н.э., являлось местом обитания небольшой общины, в хозяйстве которой земледелие играло ведущую роль. (История Киргизской ССР, Ф., «Кыргызстан», 1984, т. 1, с.147)

Еще одно оседлое поселение усуньского времени выявлено в Тюпском заливе на восточном берегу оз.Иссык-Куль, где обнаружены крупные обломки хозяйственных сосудов. Керамика Тюпского поселения сходна с карабалтинской и с находками на поселении Кум-Арык. К четырем поселениям в долине р.Чуй и в Иссык-Кульской котловине следует добавить и древний город Чигу на южном берегу оз.Иссык-Куль. К этому же времени относится поселение, находящееся близ катакомбного могильника Алмалуу в Кетмень-Тюбе, поселения в Алае (Кызыл-Курган, Дараут-Курган), а также Каракамарское, Баткенское и др. на юге Кыргызстана.

Все эти данные позволяют ставить вопрос о развитии земледелия в усуньское время. (История Киргизской ССР, Ф., «Кыргызстан», 1984, т. 1, с.148)

Очевидно, по хуннскому образцу усуньские владения были разделены на три части – «центр» и два «крыла». Власть гуньмо переходила по наследству.

Гуньмо и два его сына — правители двух частей государства — имели каждый личную дружину по 10000 воинов. Кроме того, имелось обычное войско, состоявшее из свободных общинников. Постоянного жалования они, очевидно, не имели и довольствовались военной добычей. Доходы, на которые существовали правящая знать и аппарат управления, поступали в виде дани от покоренных племен, военной добычи и посредством торгового обмена. Трофеи, добытые в довольно частых войнах, порой были весьма значительны и включали большое количество скота, разного имущества и пленных. Львиную долю получали правящая верхушка и воины личной дружины.

Сосредоточение богатства в руках господствующей верхушки привело к социальному расслоению и сложению отношений, характерных для раннеклассового общества.

По социально-экономическому развитию усуни находились примерно на одном уровне с хуннами. Судя по находкам... тогда появились зачатки самобытной письменности в Семиречье…, что являлось одним из важнейших признаков высокого уровня развития общества. (История Киргизской ССР, Ф., «Кыргызстан», 1984, т. 1, с.149)

О политических событиях в усуньском владении в первые века н.э. известно мало. Имеются сведения, что кочевые племена жужжан оттеснили усуней в глубь Тянь-Шаня. Одно из последних упоминаний об усунях относится к 436 г., когда к ним было направлено китайское посольство.

Об истории и расселении усуней в прошлом писали Н.Я.Бичурин, Ч.Ч.Валиханов, В.В.Бартольд, А.Н.Бернштам, Н.В.Кюнер, Б.Г.Гафуров, К.А.Акишев, Ю.А.Зуев и др. А.Н.Бернштам в своей статье «К вопросу об усунь/кушан и тохарах» указал различные варианты этнонима усунь. По утверждению ученого, варианты кушан/кусан, употребляемые в тохарском языке, являются фонетическими вариантами этнонима усунь. (Советская этнография, 1947, 3)

Следовательно, именно усуни в период расцвета в I-III в. н.э. основали Кушанское царство, которое включало значительные территории современных Средней Азии, Северной Индии, Пакистана, Афганистана, Восточного Туркестана. (В.Д.Горячева. Город золотого верблюда, Ф., «Илим», 1988, с. 25) Это царство наряду с Древними Римом, Грецией и Китаем являлось одной из четырех великих держав своего времени.

Часть усуней позже вошла в состав Тюркского каганата.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба