Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Гражданско-правовой» диалог (Байгелди Г.С., к.ю.н., МВА)

Дата: 04 марта 2011 в 12:11 Категория: Общество

«Гражданско-правовой» диалог

 

Заместитель Заведующего Аналитическим отделом Аппарата

Конституционного Совета Республики Казахстан, к.ю.н., МВА

Байгелди Г.С.

 

Значимым событием, объективно определяющим дальнейшее развитие Казахстана, является предстоящее проведение досрочных выборов Президента Республики.

В минувшем месяце в свет вышла совместная авторская работа под названием: «Внеочередные выборы Президента Республики Казахстан: вопросы и ответы» доктора юридических наук, профессора Малиновского В.А. и доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля Республики Казахстан Нурмагамбетова А.М.

Анализ ряда общественно-политических событий, предопределивших решение Главы государства, конституционно-правовое оформление института внеочередных президентских выборов, а также социальная ориентированность данной работы, вкупе обусловили ее несомненную актуальность.

В представленном труде авторами тщательно разработаны и исчерпывающе освещены ответы более чем на сто вопросов в сфере подготовки и проведения выборов главы государства с целью разъяснения гражданам Республики Казахстан их конституционного права избирать и быть избранным.

Конституцией в период с 1995 по 1998 года был закреплен механизм досрочных выборов Главы государства в случае устойчивой неспособности осуществлять президентские обязанности по болезни, а также в случае отрешения Президента от должности за совершение им при исполнении обязанностей государственной измены. Позже внеочередные выборы были заменены переходом на оставшийся срок президентских полномочий ряду должностных лиц Республики.

Однако в декабре минувшего года мнение широкой казахстанской общественности сформировало необходимость рассмотрения возможности продления срока полномочий действующего Главы государства до 2020 года посредством проведения республиканского референдума. Данное социальное проявление обусловило инициирование Парламентом Республики соответствующего Закона Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан». Высший законодательный орган, в силу своего представительного характера, принял данный закон, который Главой государства был отклонен.

Между тем, Парламент, выражающий волю большинства, вторично принял данный закон, после чего Глава государства обратился в Конституционный Совет с целью рассмотрения его на предмет соответствия Конституции. Определенные сомнения в полноте и устойчивости правовой платформы референдума, обозначенные в официальной позиции Конституционного Совета Республики, создали непростую политико-правовую ситуацию в стране, что послужило поводом к решению Главы государства о проведении досрочных президентских выборов, не смотря на сокращение действующего срока полномочий почти на два года.

Таким образом, внесение соответствующих поправок в действующее законодательство сформировало правовую базу для запуска принципиально нового института досрочных президентских выборов, которую сегодня составляют Основной закон Республики, Конституционные законы Республики Казахстан «О внесении дополнения в Конституцию Республики Казахстан» от 2 февраля 2011 года, «О внесении дополнений и изменений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан» от 3 февраля 2011 года, «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 года, «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года, а также Указ Президента Республики Казахстан «О назначении внеочередных выборов Президента Республики Казахстан» от 4 февраля 2011 года.

Вместе с тем, выявление новой грани казахстанской модели избирательного процесса, отсутствие выверенного правового алгоритма создали определенную неясность в отечественном информационно-правовом пространстве.

Сложившаяся ситуация побудила авторов при непосредственной поддержке Института законодательства Республики Казахстан оказать консультативно-правовую поддержку своим соотечественникам, надлежаще восполнив создавшийся «вакуум» в массовом гражданском сознании.

Выбор авторами формата ответов на вопросы придает работе диалоговый характер. Данный подход, как представляется, призван обеспечить доступность для восприятия объективно сложного механизма избирательного процесса.

Подобный «диалог» позволяет снизить правовой нигилизм и гражданский скепсис, способствует выработке гражданской ответственности за личное волеизъявление, увеличивает адаптивную способность избирателей в условиях законодательных изменений, формирует культуру гражданской вовлеченности в государственные процессы и объективную к ним сопричастность, наращивает демократическую страту Казахстана, служит обеспечению реализации предоставленного конституционного права, повышает осмысленность, следовательно, и действенность избирательного права. Иными словами, данный формат обеспечивает предельно эффективное достижение миссии и целей института выборов.

Главной ценностью работы выступает подход и характер составления, обеспечивающие её адресность, являясь полновесным руководством к применению.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что данная работа содержит теоретико-правовой и практический анализ избирательного права, и, в частности, нового института досрочных выборов. Столь всесторонний анализ обеспечивает доступность отечественной конституционно-правовой модели этой области права для самой широкой аудитории в стране и за рубежом. Высокий профессионализм позволил авторам провести детальный разбор национального избирательного права, позволяющего логически последовательно развернуть институт избирательного казахстанского права от концептуальных до процедурных его аспектов.

Безусловным достижением данной работы является исчерпывающий анализ рассматриваемой сферы права от участия в выборах, формирования избирательной платформы и электората, проведения избирательной кампании до подведения итогов выборов, рассмотрения правильности проведения выборов и порядка вступления в должность Президента Республики Казахстан.

Таким образом, высоконаучная по глубине и широте анализа данная работа отличается новизной подхода в подаче материала, ее адаптивностью, прикладным характером, охватом широкой массовой аудитории, и несомненной актуальностью.

На основании вышеизложенного, смею заключить, авторами, бесспорно, достигнута генеральная цель оказания практической помощи казахстанскому гражданскому сообществу в стране и за ее пределами в реализации предоставленного избирательного права Основным законом страны.

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz